Фрегат "Штандарт" готовит новую команду

   
   

Романтика - до первого шторма

Такие мысли приходят всякий раз, когда встречаешься с командой фрегата "Штандарт". Формируется она необычно, как и многое, что делается в рамках проекта. Сначала проводится открытый конкурс. Приглашаются все без исключения, кто хотел бы попробовать себя в морском деле. Желающих немало. За десять дней, объявленные для набора нынешнего года, познакомиться с парусником пришли 126 петербуржцев. Причем большинство девушек - 71.

Конечно, самыми любознательными оказались школьники и студенты. Но были и люди, состоявшиеся в профессии. Диапазон - от дизайнеров и слесарей до программистов и плотников. Не смущал и возраст. Самому юному претенденту едва исполнилось 9 лет, а самым умудренным - 69 и 71 год. Реальность подействовала отрезвляюще. Некоторым хватило обзорной экскурсии, чтобы благополучно сойти на берег и расстаться с мимолетной страстью. В самом деле, зачем эти ночные вахты, сон в гамаках, морская болезнь? Ведь никто не неволит. Но многие не испугались и пришли на открытый урок в киноцентр "Родина", чтобы послушать, чему предстоит научиться, узнать о перспективах. Надо сказать, что "штатные" члены команды от кандидатов ничего не скрывали.

- Романтика у нас до первого шторма, - рассказывают старожилы. - А в повседневной жизни до серьезного моря будете драить гальюны, шкурить палубу, чистить пушки, которых десять. Придется также ремонтировать фрегат. Работаем по принципу: если ты ничего не жалеешь для корабля, то и он не даст тебя в обиду.

Требования к новичкам строгие. Им предстоит научиться строить, управлять, чинить, действовать в команде, подчиняться приказам. Не менее 8 часов в неделю - подготовительные и строительные работы. Обязательны также теоретическая и практическая подготовка, тренинги по пользованию спасательными шлюпками и плотами. А для закрепления навыков - тренировочные выходы в открытое море. Без поблажек.

Все это пригодится на заключительном этапе. Ведь чтобы войти в команду "Штандарта" даже в статусе волонтера, надо сдать на "отлично" строгий экзамен, активно работать в программах и иметь высокий рейтинг среди своих товарищей. Если на протяжении года зарекомендовал себя на "отлично" - становишься участником. Лучшие получают звание гардемарина, и уже из них формируется профессиональная команда.

Морская душа

Такая муштра хороша для пацанов, 14-16-летних подростков. А солидные граждане что здесь ищут? Оказывается - мечту!

Яркий пример - Андрей Дмитриевич Пясецкий. Ему 54 года. Всегда хотел быть моряком: "Преклоняюсь перед морем, флотоводцами, личностями, связанными с кораблестроением, историей мореплавания". Молодым по-ступал в ВМУ им. А.С. Попова, но не прошел. В итоге закончил Электротехнический институт им. Бонч-Бруевича и 31 год проработал в Сибири в Нижневартовске. В семье трое детей, а сейчас уже и трое внуков. И вдруг судьба распорядилась так, что год назад переехали в Петербург.

- Представьте себе, - рассказывает Андрей, - сижу я на кухне и вдруг слышу по радио рассказ о "Штандарте". Меня прямо в жар бросило. А тут диктор, словно отвечая на мой вопрос, заявляет: ограничений по возрасту для приема нет. На следующий день я был в офисе команды.

Нашел русскую семью

Теперь Андрей мечтает совершить на паруснике кругосветное путешествие. А у другого Андрея - Свенссона - своя история. Он швед с русскими корнями. В 2003 году, проходя по набережной, увидел, как проходит международная регата. Его взгляд зацепился за выведенное славянской вязью название "Штандарт" - и через несколько минут Свенссон уже поднимался на палубу русского корабля.

- Мне предложили экскурсию за двадцать крон как обычному туристу, и я согласился, - вспоминает Андрей. - Когда она закончилась, уходить обратно очень не хотелось. Но что делать? Скорее из вежливости, мы договорились встретиться в Петербурге.

Помог счастливый случай. Андрея по программе студенческого обмена направили учиться на экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Затем удалось получить место в одной из зарубежных компаний, работающих в нашем городе. И все эти три года он неразлучен со "Штандартом". Участвует в большинстве программ, строит, чинит, ходит в море.

- Мой дедушка, который родился в Петербурге и которому скоро исполняется 90 лет, был просто счастлив, когда узнал о моей жизни в Питере и "Штандарте", - рассказывает Андрей. - Он считает, что исполнилась выстраданная для эмигрантов мечта, мы возвращаемся на Родину. Я нашел свою русскую семью здесь, на "Штандарте".

А для капитана Владимира Мартуся "Штандарт" стал делом всей жизни. Ведь он с детства хотел построить настоящий парусник. Через 30 лет задуманное сбылось.

- Свалил с лесниками несколько дубов, купил бензопилу и стал выпиливать киль, штевень, форштевень... Сначала нас было трое, потом присоединились другие, - вспоминает капитан. - С одобрения властей получили участок под строительство на берегу Невы у Смольного. Я продал свой прежний корабль, шхуну "Святой Петр", и таким образом обеспечил стартовый капитал. Сейчас мне кажется, что шансы у меня оставались один к тысяче, но все прошло успешно.

Осуществилась и другая мечта. Удалось реализовать проект, когда исторический корабль одновременно служит и учебным судном. А в море могут выйти обычные юноши и девушки.

Под алыми парусами

Школу "Штандарта" прошли уже 2500 молодых людей. Пользуются популярностью программы "Юнги "Штандарта" (для ребят 8-11 лет) и "Школа жизни - паруса истории". В марте нынешнего года начался новый проект уже федерального уровня - "Морская дружба". Его цель - объединить молодежные организации Северо-Запада, пропагандирующие морскую тему. Сам корабль заслуженно стал визитной карточкой Северной столицы и регулярно принимает участие в престижных международных соревнованиях. Не случайно именно "Штандарт", сияющий алыми парусами, является одним из главных действующих "лиц" грандиозного праздника питерских выпускников.

Сейчас команда активно готовится к выходу в море. Правда, подвела фок-мачта (передняя мачта) корабля. На 19-метровой "колонне", где крепятся радары и навигационные огни, неожиданно обнаружился опасный скрытый дефект, и ее необходимо срочно менять. И хотя из-за поломки уже пришлось отложить дружеский визит в Германию на фестиваль, посвященный 50-летию побратимских связей между Гамбургом и Петербургом, на основных планах досадный сбой не отразится. В субботу, 14 апреля, волонтеры сдали экзамен - показали, чему и как они научились. Затем фрегат ждут на праздновании Дня города. Летом "Штандарт" идет во Францию, Германию, Данию, будет бороться за победу в трех этапах международной гонки парусников. Сюда попадут и новички, но это не предел.

Теперь капитан и его команда замахнулись на королевский флот, задумали построить копию "Royal Transport". Эта большая яхта была подарена Петру I Вильгельмом Оранским. Столь быстроходное судно годится для перехода через океан, выдержит и кругосветное путешествие. А значит, у сотен питерских мальчишек и девчонок осуществится еще одна потрясающая мечта.

Смотрите также: