После того как в марте этого года петербургский парламент был выбран по новой схеме, перед его депутатами встал один не вполне публичный, но от этого не менее принципиальный финансовый вопрос: по каким критериям впредь распределять бюджетные средства?
Вот уже больше 10 лет городские парламентарии имеют право распределять по собственному усмотрению определенную долю городских бюджетных финансов. Причем год от года эта сумма растет. В 2007-м за каждым депутатом закреплено свыше 80 миллионов рублей.
Идея особых "депутатских денег" впервые возникла осенью 1995-го по инициативе фракции "Мариинская". Первый депутатский резервный фонд в размере 50 млн долларов (по миллиону на брата-депутата) был создан в городском бюджете-96. Но уже в 1998-м, после решения Верховного суда РФ, он исчез, с тем чтобы тут же воскреснуть в новом обличье - на смену резервному фонду пришли "депутатские поправки", в сумме составляющие 2% от доходов городского бюджета.
В середине 90-х вокруг резервных фондов разгорались шумные скандалы. Первым воображение общественности поразил Сергей Никешин, который премировал социально обездоленных горожан путевками в один из испанских отелей, в котором сам депутат, разумеется, побывал. Любят вспоминать в Мариинском дворце и Юрия Новолодского, направившего средства своего фонда на поддержку коллегии адвокатов, президентом которой являлся он сам. Сегодня примеры такого по-детски наивного способа расходования бюджетных средств встретить куда труднее.
Обоюдная польза
Валентина Матвиенко, придя к власти, взялась побороть это нехорошее явление городского парламентаризма. Однако в результате споров депутатам пришлось отказаться лишь от части излюбленных поправок, а право на бюджетное финансирование социальных программ и проектов по благоустройству сохранилось. Простор для "отката" в этих случаях, конечно же, есть, но выглядит не столь широким.
Но у депутатов осталась возможность громко напоминать избирателям об оказанных "благодеяниях". Тем самым законотворцы, по сути дела, получают возможность на протяжении нескольких лет вести за казенный счет предвыборную агитацию в свою пользу.
В 2006 году условная "коллективная поправка" городского ЗакСа составляла около 2 млрд. рублей. В этом году - 4 млрд. рублей.
"Депутатские деньги" не получается изжить главным образом из-за того, что этот феномен выгоден обеим сторонам бюджетного процесса: как ЗакСу, так и городскому правительству.
Ведь Смольный посредством поправки может легко манипулировать парламентариями: депутатские программы "зашиты" в петербургскую казну как обычные, городские, и исполняют их главные распорядители бюджет-
ных средств - смольнинские комитеты и управления. А финансирование бюджетных статей можно при желании и притормозить.
Новая схема
После выборов 2007 года "депутатские деньги" могли бы отмереть сами собой, если бы ЗакС избирался на действительно партийной основе. Ведь при пропорциональной системе избирательный список выдвигался бы от всего Петербурга, и тогда парламентариям просто не было бы нужды прикармливать свои округа.
Однако у нас изобрели "схему-гибрид": кандидаты от партийных списков закреплялись за прежними округами, в которых в индивидуальном порядке агитировали за свою партию. Именно поэтому необходимость в "депутатских деньгах" на практике не отпала.
В ожидании реформы
- Коллективная поправка никуда не исчезнет. Она просто станет партийной, а заявки на распределение средств будут приниматься от фракций, - считает политолог Валерий Островский, депутат ЗакСа первого созыва. - Фракциям придется решать две задачи: поддер.живать действующих депутатов в округах и синхронно распределять деньги по всему городу.
Сергей Гуляев, депутат ЗакСа 3-го созыва, добавляет:
- Действующий бюджет принимался еще предыдущим составом Собрания. Все средства до копейки расписаны по различным программам. Изменить что-то новые депутаты смогут разве что при корректировке бюджета. Но когда речь идет о социальных программах (зубопротезирование, замена газовых плит, установка счетчиков воды для ветеранов) - представляете, какой будет резонанс, если что-то начнут корректировать?
- У каждого депутата есть конституционное право подавать свои предложения по проекту бюджета, - говорит председатель Бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Барканов. Новая система выборов кардинальным образом изменила взаимоотношения исполнительной и законодательной власти в этом вопросе. Правительством уже рассматривался законопроект о целевых программах, но я рекомендовал доработать этот документ - в частности, изменить принципы внесения депутатских предложений в эти программы.
Смотрите также:
- «Притирка». Депутаты – о первом годе работы 5-го созыва петербургского ЗакСа →
- Депутаты обратились к губернатору →
- Бюджет оградят от петербуржцев →