304-й год Петербурга

   
   

Обновленная власть

Главный политический итог прошедшего года - кардинальная смена самого механизма петербургской власти.

6 декабря прошлого года Валентина Матвиенко направила Владимиру Путину заявление с вопросом о доверии; 7 декабря президент дал положительный ответ; 20 декабря ЗакС наделил Матвиенко полномочиями на новый 5-летний срок, а 22 декабря она принесла губернаторскую присягу. Впрочем, большинство горожан, занятых предновогодней суетой, по.просту не обратили внимания на эти события.

Тем не менее впервые с 1991 года губернатор Петербурга напрямую неподотчетен горожанам. Именно поэтому спор о том, каков сегодня действительный рейтинг Валентины Матвиенко - свыше 50 % (по оценкам видных городских социологов) или чуть меньше 20 % (как намерила недавно одна влиятельная столичная организация) - по большому счету, не принципиален. Ибо не рейтинговые проценты важны теперь для назначаемого градоначальника.

Изменилось в минувшем году и Законодательное собрание. Главным образом - кадрово (в результате выборов 11 марта 2007-го в новом, четвертом составе городского парламента оказалось 40 % новичков).

Новым в нынешнем парламенте стало, например, отношение к оппозиции. Депутатов от "Справедливой России" оставили без руководящих кресел в комитетах и комиссиях ЗакСа, а некоторых членов фракции и вовсе не взяли в эти рабочие органы Собрания даже рядовыми членами. Парламентарии-"эсеры" в ответ объявили, что их де "искусственно загоняют в оппозицию".

Экономика - по кругу

На первый взгляд дела в городской экономике идут вполне успешно. Так, согласно данным Петербургкомстата, рост реальной зарплаты горожан в 2006 году составил 15 %.

Куда сложнее обстоят дела с ростом промышленного производства. Скажем, в прошлом году роста не было вообще, а был спад - 7 %. Может быть, уменьшилось число работающих? Нет. Занятость на крупных и средних предприятиях выросла на 3,3 %. Что же делают эти прибавившиеся в числе работники? Идут в торговлю - тем более что там им и в самом деле есть чем заняться (оборот розничной торговли в 2006-м вырос на 16 %). В общем, именно торговля, а вовсе не промышленность, в наше время стала локомотивом роста петербургского валового продукта.

Горожане зарабатывают все больше и, как следствие, больше покупают. Но не местную продукцию, а ту, что импортируется. Приток нефтедолларов мешает развитию собственной промышленности.

Аполитичный социум

Если говорить о заметных общественных проявлениях уходящего петербургского года, то нельзя не вспомнить о том, что именно в этот период на городские улицы вернулась подзабытая еще с начала 90-х протестная народная активность.

В то же время подавляющему большинству горожан политические процессы по-прежнему остаются совершенно не интересны. Доказательством этому служит и явка на заксовские выборы в марте: судьбу городского парламента решали всего 32 % петербуржцев.

Именно поэтому, пожалуй, стоит согласиться с экспертами, которые утверждают, что оба "Марша несогласных" оказались в центре общественного внимания вовсе не сами по себе, а благодаря откровенно неуклюжим действиям властей. Перед первым "Маршем" Смольный сделал все, для того чтобы как можно больше неосведомленных горожан узнали про то, когда, где и как он будет проводиться. Во втором случае демонстрантов жестко разогнали и привлекли тем самым к событию внимание множества иностранных СМИ.

А вот когда 1 Мая колонне оппозиционеров разрешили спокойно пройти по центру города, немедленно выяснилось, что решительных "несогласных" очень немного (несколько сотен).

Впрочем, у активных горожан в минувшем году появился один объединяющий лозунг. Им стал - в узком смысле - протест против первого городского небоскреба "Газпром-сити", в более широком - борьба за сохранение облика города.

В слишком многих исторических уголках Петербурга за этот год возникли строительные площадки. И еще больше мест оказались под угрозой - информация о согласованных (или пока только подготовленных) проектах приходит практически ежедневно.

Власти в ответ ссылаются на мнение социологов, которые утверждают: треть петербуржцев решительно не приемлют ничего нового, не одобряют и никогда не поддержат ни одного инновационного проекта.

Однако, с другой стороны, обсуждение будущего Петербурга выглядит вполне позитивной программой, с помощью которой реально объединить не только эти "несогласные" 30 %, но и куда более широкие слои горожан. Ведь за все 304 года Петербург оставался для большинства своих жителей непреходящей ценностью - и, абсолютно уверен, останется таковой и впредь.

Смотрите также: