"Правосудие" обворовано, "Благочестие" убито

   
   

"Правосудие" - одна из скульптур на здании Сената и Синода - высших органов власти дореволюционной России, которое сейчас реставрируется для Конституционного суда. Судьба второй скульптуры - "Благочестие" - еще более трагична. "Благочестие" было убито осколком снаряда во время Великой Отечественной, да так и простояло более полувека с зияющей раной в спине. В таком вот виде скульптура "украшала" Сенат и Синод, но, вознесенная на двадцатиметровую высоту арки, снизу воспринималась "нормально". Внимательный человек разве что отмечал, что эта арка напоминает другую - Главного штаба, и это неудивительно, ведь у них один автор - Карл Росси. Более того, первоначально "Правосудие и Благочестие" архитектор предлагал именно для штаба. Но император Николай Первый, сам, кстати, изучавший архитектуру, сказал Росси: "Поставь здесь колесницу, которая будет везти Cлаву ко мне во дворец".

Когда Росси, говоря современным языком, выиграл тендер на проектирование Сената и Синода, он предложил установить на новой арке старую скульптуру - не пропадать же работе. И вот на сцену опять выступает император: самодержцу удалось... посадить памятник. Помните, в одном из популярных фильмов звучит фраза, ставшая крылатой: "Он же памятник, кто же его посадит?". Так вот, Росси спроектировал "Правосудие и Благочестие" в виде стоящих фигур, но Николай приказал, чтобы они сели.

Закону опереться не на что

Есть люди, которые утверждают, что уж до революции-то в России был порядок. Это далеко не так: "Правосудие" в нашей стране находилось в небрежении еще в царское время, уже на фотографии 1914 года видно, что у скульптуры украли весы. А они огромные, тарелка - настоящая сковородка, да еще с цепочкой.

После Февральской революции, а может Октябрьской, с памятником разделались по идеологическим причинам - сбили большую императорскую и две малые короны с голов ненавистого двуглавого орла. Постепенно отпилили и отвинтили все, что только было возможно. У "Правосудия" украли даже книгу, на которую она опиралась рукой (видимо, это была книга законов). Теперь опереться не на что.

Ну а во время войны в спину "Благочестия" попал осколок снаряда. Более полувека скульп.тура так и простояла "раненой", в дыру лился дождик, падал снег, а осколок остался внутри. Более мелкими осколками осыпало всю композицию, так что в бронзе застряли кусочки металла, которые, как язвы, все это время разрушали тела "прекрасных дам". Если добавить, что у "Правосудия" идет трещина вдоль поясницы, то удивительно, как скульптура еще не упала на головы прохожим.

Чудо воссоздания

Данных о том, что за годы советской власти скульптуру реставрировали, обнаружить не удалось. Известно лишь, что после Великой Отечественной ее покрыли... черной краской, хотя кто же красит бронзу! Это вечный благородный материал; рассказывают, что в Китае бронзовые памятники благополучно стоят вот уже шесть тысяч лет. У нас ситуация несколько иная: к 300-летию города скульптуру отчистили струйно-вихревым методом, а дальше финансирование закончилось, поэтому защитным слоем не покрыли. За четыре года поверхность почернела от выхлопных газов, климат добавил свое, и начались смертельные для металла изменения, так называемая бронзовая болезнь.

- Чтобы сделать качественную реставрацию такого объекта в предложенные нам два с небольшим месяца, должно было свершиться чудо, - говорит автор проекта реставрации и руководитель работ Владимир Сорин. - Ведь эта работа - больше, чем вся четверка коней Клодта, которых мы делали год! Даже больше, чем Александровская колонна, на которую ушло два года. Чудо совершается благодаря высоким технологиям. Сейчас скульптура напоминает космический корабль перед запуском - на нее работает суперсовременная техника. И все-таки главное - люди, которые трудятся по 12 часов в сутки.

Смотрите также: