Мама никого не слушала
Нас, детей малых, выво-зили в феврале 1942 года по льду Ладожского озера. Моя младшая сестрёнка умерла, не дождавшись эвакуации. Отец погиб в боях под Ленинградом. Везли нас в кузове грузового автомобиля ночью. Матери укрыли детей одеялами, чтобы хоть как-то согрелись и ничего не видели вокруг. Но мы всё равно успели заметить, что перед нами машина провалилась под лёд, и наш шофёр объехал воронку. Благодаря этому мы остались живы. Потом нас везли в теплушках до Каспийского моря, а там теплоход «Пионер» вывез на Большую землю. Брата в поезде раненые военные кормили шоколадом, а я ничего не могла есть и перестала ходить от голода. В поезде маме говорили: «Бросьте эту девочку, она всё равно умрёт». А она никого не слушала! И я ожила благодаря парному молоку, которым нас напоили в деревне. Вера Исааковна Кацнельсон
Ехали Ленинградцы!
В августе 1942 года моя мама решилась отправиться в эвакуацию через Ладогу. Она сумела достать «эвакуационный мандат», и мы: я - восьмилетний пацан, сестра 10 лет и мама отправились в путь. На погрузке на Московском вокзале нас подгоняли: скорее, скорее. Состав нужно было убрать с вокзала. Наутро мы проснулись на станции Кушелевка. Значит, за ночь только Неву переехали, но потом быстро-быстро - к Ладоге.
Нас в спешке выгоняют из вагонов. Прячемся в зелени, перетаскиваем вещи ближе к пирсу. Их потом загрузят команды из моряков прямо в трюм. Потом отбирают детей и тоже сажают в трюмы, последними запускают родителей. Нас мама находит где-то в машинном отделении и выводит на палубу со словами: «Я плавать умею и кого-нибудь спасу, если что». Где-то в середине пути нас обстрелял и сбросил бомбы самолёт. Но, к счастью, не попал. И вот долгожданный берег. Выгружаются люди, затем в огромную кучу скидывают вещи. Мы находим свои сумки, их никто не пытался присвоить. Ведь ехали Ленинградцы!
А дальше: теплушки, организованные пункты питания, попытки уговорить нас ограничить объём пищи, которая шла нам во вред. А с Ладогой мы попрощались с благодарностью, потому что она нас не подвела! Владислав Войцеховский
Вагон добрался без потерь
20 июня, за 2 дня до войны, я окончила 236-ю школу в Ленинграде. Было много планов, но особенно хотелось поступить в институт ЛИТМО. Однако мечте не суждено было сбыться: война началась очень неожиданно. Помню, как все мальчики выпускных классов ринулись в военкомат с заявлениями добровольно пойти на фронт. Девчонки тоже очень просились, но получали отказ. Нам рекомендовали учиться на медиков, говоря, что война потребует грамотные кадры. А мальчики ушли, и из всего класса лишь трое вернулись живыми.
В начале января 1942-го мой брат, 16-летний Лёва Марков, левый полузащитник молодёжной футбольной команды «Буревестник», слёг от истощения. Ведь в этом возрасте мальчику-спортсмену жить на 125 граммов хлеба в день было невозможно. 2 февраля брат попросил меня вызвать маму с работы, сказав, что умирает. В этот же день возвратился из госпиталя после ранения мой отец, Михаил Назарович Марков. Он вошёл в дом счастливым человеком, сказав, что мы теперь хорошо заживём, так как он принёс котелок с супом, сухари, кусочки сахара. Пришлось объяснять отцу, что его сын только что умер.
Не могу без содрогания вспоминать, как кричал папа... Потом он исчез на 3 часа. Возвратившись, показал нам с мамой эвакуационные документы, и 9 февраля мы двинулись на Финляндский вокзал.
Мне крупно повезло, потому что к нам в теплушку почти на ходу запрыгнул старший лейтенант, Кондратий Тусиков, который после ранения возвращался в свою новую часть. В рюкзаке у него был сухой паёк, выданный в госпитале. Кондратий так проникся ко мне, что скормил весь свой паёк. В результате за тот месяц я поправила здоровье, а наш вагон единственный без потерь добрался до Свердловска.
В ноябре 1942 года меня отправили в Рязанское пехотное училище имени Ворошилова. Я его закончила и воевала до самой Победы. А в моей бывшей школе № 236 на Мойке, 108, помещена памятная доска всем погибшим на фронте ученикам нашей школы. Их 72 человека. Клара Михайловна Пахомова
Дорогие читатели!
В честь 70-летия Дороги жизни мы открыли рубрику «Моя Дорога жизни». Мы ждём ваших писем с воспоминаниями. Нам интересно будет получить фотографии военного времени.
Все документы обязательно возвратим! Ваши истории и фотографии можно принести в редакцию или отправить по адресу: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 72 А, помещение 14 Н.
Авторы самых ярких рассказов получат подарки от спонсоров и партнёров рубрики.
Смотрите также:
- В окруженном городе. 5 воспоминаний о детстве в блокадном Ленинграде →
- Приняли, как родных. Эвакуация - отдельная страница блокады →
- Цена хлеба →