«Прожорливые» катера
Проект зародился в умах чиновников Комитета по транспортно-транзитной политике в 2009 году и получил горячую поддержку губернатора Валентины Матвиенко.
- Это очень комфортный и востребованный вид транспорта, - восхищалась губернатор. - Уверена, что мы поступаем правильно. Не использовать водную гладь для организации общественного транспорта было бы большим упущением.
Ежегодно на субсидирование проекта выделялись немалые деньги из городского бюджета. Так, в 2010 году - 83 миллиона рублей, а в 2011-м 130 миллионов.
Шло время, но аквабусы не становились любимым видом транспорта горожан. Постоянные задержки и отмены катеров, отсутствие грамотного расписания, медленное передвижение не могли не сказаться на их популярности. Проект трещал по швам. Компаниям-перевозчикам задерживали зарплату, те в свою очередь не платили экипажам водных такси. Капитаны отказывались выходить в рейсы…
Власть в городе сменилась, в ближайшем будущем расформируют Комитет по транспортно-транзитной политике, чьим детищем являются аквабусы. Казалось бы, самое время прекратить тратить деньги на провальный проект. Но нет, в нынешнем году катера с шашечками «сожрут» ещё 142 миллиона бюджетных средств.
- По итогам этого сезона мы будем принимать решение, что делать с аквабусами, - говорит Дмитрий Игнатьев, старший инспектор Комитета по транспорту. - Возможно, все линии переведут на самоокупаемость, то есть предоставят перевозчикам назначать цены, а город откажется от их финансовой поддержки.
- В Петербурге слишком короткий период навигации, - считает Ольга Дружинина, заместитель гендиректора крупной круизной компании. - Для того чтобы получать с этого вида транспорта хоть какую-то прибыль, необходимо резко увеличивать количество водных маршрутов.
Ни метро, ни экспресса
При этом власть почему-то экономит на реализации важнейших транспортных проектов, которых горожане ждут десятилетиями. Так, ещё в 2002 году руководители КЭРППиТ публично пообещали, что на «скоростной трамвай» до 2015 года городской бюджет выделит 5,2 миллиарда рублей. Реализацию планировали разбить на три этапа: первый должен был закончиться в 2005 году повсеместным внедрением передовой новинки в Красносельском и Фрунзенском районах Санкт-Петербурга. Реальность оказалась не такой оптимистичной: к сроку успели пустить только два скоростных участка - на проспекте Просвещения и Петергофском шоссе. На этом финансирование закончилось. И если впоследствии в Купчине транспортного коллапса удалось избежать с открытием новых станций метро, то жителей Ульянки и Сосновой Поляны до сих пор кормят обещаниями.
В 2006 году именно через эти районы планировали пустить нашумевший «Надземный экспресс», новый маршрут в 28 километров широко анонсировали на всех уровнях. Однако затем чиновники команды Матвиенко переориентировались на другое направление: центр города - аэропорт «Пулково», да и в целом сделали ставку на улично-дорожную сеть. Потратили сотни тысяч на обоснование концепции.
Сегодня «трамвай» снова решено отложить. По мнению Георгия Полтавченко, надо воплощать лишь те мечты, на которые есть «реальные деньги». В итоге 350 тысяч человек, живущих в Красносельском районе, так и остались без экспрессов и метро. В том числе несколько тысяч ветеранов Великой Отечественной: к юбилею Победы городская администрация дала им квартиры именно здесь, на окраине Петербурга. И защитники Родины, и обычные горожане оказались заложниками градостроительной политики городских властей. Вокруг - ни приличных аптек, ни магазинов, добраться до метро - проблема, а близлежащая станция «Проспект Ветеранов» давно исчерпала свои возможности.
Не радуют и перспективы. Как нам подтвердили в администрации района, до 2020 года метро в этой части мегаполиса не планируется. Средств, чтобы сделать жизнь людей более комфортной, у города и страны, увы, не находится.
Американские мосты
Реконструкция железнодорожных мостов через Обводный канал началась в 2006 году. Общая стоимость ремонта составляет 4,5 млрд рублей. Изначально планировалось, что продолжительность работ составит 36 месяцев, однако сроки серьёзно затянулись.
Громкий скандал разразился в 2009 году, когда стало ясно, что генподрядчик срывает все сроки строительства. На его место пришла другая компания, которая пообещала завершить работы в 2012 году. Правда, за скорость попросила увеличить финансирование на миллиард.
Новый зоопарк
С компанией, занимающейся проектированием нового зоопарка в Юнтолово, город заключил контракт ещё в 2008 году. Выплатил ей в прошлом году уже 358 млн руб., а в этом будут выполнены работы на 562 млн. Общая стоимость объекта может составить 10-15 млрд руб. Однако вице-губернатор В. Кичеджи заявил, что это слишком дорогое удовольствие. После этого появились слухи, что другой, более скромный, зоопарк вскоре начнут строить… в одном из «спальных» районов города. А это значит, что миллионы из бюджета, уже потраченные на подготовку мегапроекта, могут улететь на ветер.
Орловский тоннель
Автомобильный тоннель под Невой задумывался как многообещающий проект. Заказ на изготовление гигантского проходческого щита получила немецкая компания, на мероприятии присутствовал В. Путин. Сметная стоимость тоннеля 54 млрд 600 тысяч рублей. Уже освоено 2,44 миллиарда рублей из 15 миллиардов, выделенных федеральным центром. Новая городская власть долго решала, стоит ли продолжать такой дорогостоящий проект. В итоге решили пустить деньги на более важные нужды.
- На такие деньги можно было бы обновить весь трамвайный парк в Петербурге, - заявил вице-губернатор Сергей Вязалов.
Мариинский театр
На его вторую сцену каждый год щедро расходуются миллиарды. По некоторым источникам, проект оказался уже в шесть раз дороже запланированного и рискует стать самым дорогим театром в мире. Смета составляет 19,1 млрд руб. Причём стройку всё время сопровождают скандалы. В марте этого года Счётная палата выявила очередные нарушения на сумму более 290 млн рублей. Заказчика обвинили в неэффективном использовании средств. Указано на медленные темпы строительства. Планируется, что театр наконец откроют в декабре нынешнего года. Правда, ходят слухи, что сроки снова сдвинутся.
«Газпром-арена»
Строительство стадиона началось в 2006 году. Изначальная стоимость была 6,7 млрд рублей. Сегодня она выросла до 44 млрд рублей! На эти деньги можно было бы построить 3,5 «Донбасс-арены» и 10 пяти-
звёздочных стадионов «Ювентус стэдиум». Главное, что срок сдачи объекта до сих пор под вопросом. Смольный то заявляет о продолжении строительства, то говорит о приостановке работ.
Смотрите также:
- Матвиенко пригрозила санкциями строителям стадиона на Крестовском →
- Стадион: срок сдачи ОПЯТЬ сдвинулся →
- ...Паркинги отложены? →