Торговля осталась «без двигателя»

   
   

«Выйти из тени» рекламному бизнесу мешает отсутствие нормативно-правовых актов, разработать которые Комитет по печати должен был ещё год назад, однако из-за неторопливости чиновников их принятие откладывается на начало 2014 года. 

Хотели как лучше…

Разговоры о том, что уличную рекламу надо, наконец, призвать к порядку, в городе на Неве идут не первый год. 

В своё время одной из ранних инициатив губернатора Валентины Матвиенко, обеспечившей ей симпатии многих горожан, стало решение убрать уродливые перетяжки на Невском проспекте, заслонявшие открыточные виды главной магистрали города. Но с той поры рекламы в центре стало ещё больше, а горожанам и туристам приходится рассматривать исторические памятники сквозь нагромождение аляповатых вывесок. 

Вполне логично, что новая команда, пришедшая в Смольный с губернатором Георгием Полтавченко, также решила отметиться на ниве борьбы с рекламой. В сентябре прошлого 2012 года председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александр Лобков заявил, согласно разрабатываемой комитетом Концепции размещения наружной рекламы, в центре Петербурга вообще не останется рекламных конструкций крупного формата. Чиновник особо подчеркнул, что объём поступлений в бюджет города от этого не пострадает. Ничего кроме желания заработать несколько дополнительных очков путём показательного сноса парочки рекламных щитов за этим заявлением никто не увидел. 

А выплеснули «младенца»

Со своей инициативой петербургские власти оказались в тренде. В этом году борьбу с незаконной уличной рекламой начали и другие российские города. Одной из первых по этому пути пошла Москва, где незаконную рекламу стали массово убирать с городских улиц, а к созданию архитектурно-художественной концепции размещения рекламно-информационных конструкций подключили модную студию Артемия Лебедева. Аналогичные процессы запущены в Петрозаводске, Твери… Реклама - двигатель торговли, и прежде всего подобные инициативы обычно направлены на упорядочивание ситуации в отрасли. Ведь необходимо не только ликвидировать нелегальный сегмент рекламного рынка, но и дать понятные правила игры той части бизнеса, которая соблюдает законы и платит налоги. Но петербургский Комитет печати нашёл свой особый путь, благодаря чему масштабы борьбы вообще с рекламой и прочими информационными носителями приобрели эпический размах. 

Во-первых, Комитет по печати в сентябре 2012 года забрал от КГА полномочия по рассмотрению заявок на размещение вывесок, после чего согласовать даже крохотную табличку у входа в офис стало практически невозможно. Самые законопослушные предприниматели начали обращаться в суды, а остальные просто махнули рукой на согласования. Количество незаконных вывесок перевалило за 50%, несмотря на регулярные показательные рейды по их демонтажу с обязательным приглашением СМИ. 

   
   

Во-вторых, всего через год с небольшим после объявления Александром Лобковым антирекламного «крестового похода» выяснилось, что практически вся наружная реклама в городе незаконна и, следовательно, подлежит сносу. Чтобы достичь такого эффекта, чиновникам ничего не потребовалось сделать. Просто не разрабатывать Концепцию и схему размещения «наружки» на 2012-2017 гг., без которых город в соответствии с федеральным законодательством не может провести новые конкурсы на право аренды земельных участков. 

Что потеряет бюджет

Действующие договоры аренды у операторов наружной рекламы истекли осенью этого года, и теперь КУГИ подаёт иски о демонтаже по всему городу рекламоносителей, общее число которых по разным оценкам может перевалить и за 10 000, и за 15 000. Это равносильно тому, что рынок наружной рекламы вообще прекратит существование. 

А городской бюджет, вопреки прошлогодним уверениям Александра Лобкова, может недополучить в следующем году порядка 800-900 млн рублей. В общем, сразу видно - власти работают. 

Неважно, что через полгода, когда правительство утвердит, наконец, новые правила игры, рекламные конструкции потихоньку вернутся на своё место. Зато горожане пока порадуются, бизнес помучается, а какой-то даже разорится - ему не привыкать. А что в бюджете не хватит денег на парочку новых детских садов или что-нибудь подобное, так процесс в данном случае гораздо важнее, чем результат.

 

Смотрите также: