Жемчужина центра Санкт-Петербурга – Невский проспект. Ради сохранения его исторического облика чиновники из КГА в минувшем 2011 году даже внесли в реестр нормативных актов Архитектурно-художественный регламент Невского проспекта и прилегающих к нему территорий. Регламент призван упорядочить размещение «объектов архитектурно-ландшафтной среды» главной исторической магистрали Санкт-Петербурга, включая элементы благоустройства, рекламные конструкции и вывески. Лариса Канунникова, начальник Управления благоустройства и городского ландшафта Комитета по Градостроительству и Архитектуре сообщила, что в новом нормативной документы учтены не только действующие требования к размещению рекламы, которые были разработаны комитетом по печати, но и более широкий комплекс СНиПов, которые регламентируют размещение рекламоносителей.
Этим нормам, по оценке КГА, противоречит добрая половина размещенных на Невском наземных рекламных конструкций, их собираются ликвидировать после истечения срока действия утвержденных Комитетом по печати договоров с рекламодателями. Кроме того, в регламенте предусмотрена полная зачистка крыш Невского проспекта от рекламных конструкций — также по мере завершения срока их аренды. Впрочем, по доброй традиции, введенные правила предусматривают исключения — установка не предусмотренных регламентом рекламоносителей все же допускается «по согласованию с КГИОП».
Похоже, новый регламент стал своего рода замочной скважиной, в которую не могут пролезть те, у кого «ключа» нет, и куда как по широкому Невскому проспекту входят те, у кого этот «ключ» есть. А ларчик в таких ситуациях, как известно, открывается просто.
Вот реклама «Газпрома» – гигантские синие неоновые буквы, размещенные на крыше исторического здания и, вероятно, по мнению КГА, украшающие старейшую магистраль города. Такая богатая газом красота требует жертв. А значит, на то, что эта вывеска нарушает множество пунктов нового регламента, можно закрыть глаза.
Далеко не всем организациям удается сделать такую «гармоничную» рекламу, как у «Газпрома». Так, весной прошлого года на площади Восстания была установлена крышная реклама «Почты России». На вопрос удивленной общественности чиновники честно ответили: «Мы отказали им в согласовании, тогда они водрузили свою установку на крышу гостиницы «Октябрьская» самовольно. В итоге рекламу демонтировали». Интересно, а что делали чиновники, когда рекламу «самовольно» устанавливали? Огромную крышную конструкцию невозможно установить втихаря, без шума и пыли, под покровом ночи. На крышу надо попасть массе рабочих, поднять наверх элементы конструкции, смонтрировать, укрепить… Работы не на один день! И этой бурной деятельности никто не видел?! Видимо, чиновникам было просто выгодно в этот момент смотреть в другую сторону. А потом от всего откреститься.
Но на этом история с крышей гостиницы «Октябрьская» не закончилась. Реклама государственной структуры «Почта России», как оказалось, противоречила всем требованиям регламента. Сейчас на этом месте красуется огромная реклама коммерческого «Банка Санкт-Петербург». И почему-то она, по мнению чиновников из КГА, не только не нарушает нормы архитектурно-художественного регламенты, но и украшает исторический центр?
Что только не украшает крыши Невского проспекта: например, огромный рекламный щит, посвященный новому автомобилю «Опель», зрительно практически увеличивает высоту исторического здания на целый этаж, и нужно ли говорить, что это не улучшает старинный фасад в частности и панораму Невского в целом?
Если смотреть не так высоко, то в глазах начнет рябить. Например, «Грибная аптека». Ладно бы, в старинном здании окна просто заменили на стеклопакеты (хотя по требованиям той же фасадной программы «слепые» - цельные, а не разбитые на секции с форточками - стеклопакеты запрещены). Но нет, в каждый из трех оконных проёмов помещения, занимаемого аптекой, поместили по вывеске. Даже в спальном районе три диссонирующих рекламных плаката на окнах выглядели бы не слишком гармонично, что уж говорить о главной исторической городской магистрали. Или же старинное здание жемчужного цвета, пестрящее мелкими вывесками на манер дешевой рекламной газетки: трудно выделить взглядом одну из них, но в общем создается впечатление блошиного рынка, а не исторического фасада.
Нельзя обойти вниманием стендеры, легкие переносные рекламные конструкции, похожие на металлические книжки, прикованные массивными цепями к стенам проспекта и недавно отреставрированным фонарям. Эти рекламоносители вообще запрещены к размещению по всему городу как неэстетичные и мешающие прохожим. Тем не менее, у Начальника управления комитета по благоустройству есть, видимо, более важные дела, чем следить за соблюдением городских законов.
Предприниматели, чьей деятельности регламент касается непосредственно, относятся к нововведению не без скепсиса. «Нам, предпринимателям, беспокоиться не о чем: разговор о регламентах заводится уже давно, но каких-либо подвижек я не заметил. Пока ни на какой диалог с нами власти не выходили. Если начнутся репрессии, то только показухи ради», – комментирует директор одного из кафе на Невском проспекте, не пожелавший назвать свое имя.
Захватывающие, масштабные проекты КГА не впервые удивляют петербуржцев. Так, в прошлом году Комитет по Благоустройству при активной поддержке г-жи Канунниковой решил организовать в Санкт-Петербурге Сады цветов. Концепция необычна - в каждом из восемнадцати городских районов разрабатывается собственная, уникальная тематика сада: морская, или, например, сказочная, которая держится в секрете. Логическим завершением проекта в октябре прошлого года должен был стать конкурс на лучший сад. Финансирование проектных работ велось через Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, а проектными работами занимался Комитет по градостроительству и архитектуре. Бюджет на все эти проекты также был выделен вполне сказочный, вот только масштаб получившихся садов ему сильно уступает: найти в Санкт-Петербурге Сад Цветов – задача по сию пору непростая.
Ранее, в 2007 году, по сообщению г-жи Канунниковой, был разработан комплексный ландшафтный сценарий для Ленинского, Каменноостровского, Лиговского проспектов и проспекта Стачек. На приобретение «малых архитектурных форм» - урн, скамеек, цветочниц – ежегодно из бюджета выделяется по 50 млн. рублей. Трудно поверить, что немногочисленные лавочки во дворах стоят по нескольку десятков тысяч рублей каждая.
Вообще, «волшебные» проекты, пользующиеся поддержкой г-жи Канунниковой – не редкость. Так, в 2008 году было принято решение и утверждено соответствующее финансирование для реорганизации мелких торговых точек. Ларьки у метро было решено вписать в архитектурный ансамбль города: в историческом центре – как старинные павильоны, в спальных районах – как объекты современного дизайна. Для решения этой задачи был разработан очередной регламент оформления павильонов, которого должны придерживаться владельцы ларьков. Регламент давно уже утвержден, однако чудесного преображения ларьков на улицах города жители пока что не заметили.
Как не замечают они и величественной красоты Санкт-Петербурга, скрытой за уродливыми аляповатыми рекламными конструкциями.