Вольная пташка
- Вы хотели построить свой театр и вели на эту тему переговоры с Путиным. Есть шанс, что мечта сбудется?
- Путин подписал письма, смысл которых - сделать все, что необходимо. Но потом начались разговоры с чиновниками. На одну из встреч меня пригласили - там заседали сплошные начальники, строители. Один из них произнес: «Вы же знаете, у нас в Москве места нет». Я встала и поблагодарила: «Спасибо за внимание». Они повскакивали: «Вы нас не так поняли!» Но я сказала: «Ответ на свой вопрос я уже получила. Остальное будет одна болтовня».
- Два года назад вы стали художественным руководителем оперы Михайловского театра, однако поменяли статус на советника.
- У меня были большие планы на телевидении, проект типа «Фабрики звезд», но в классике. Однако с кризисом все отложилось. Затем позвонил Владимир Абрамович и попросил вернуться. Я пташка вольная, но у него целый год просидела в «клетке» и работала до изнеможения. Мы очень много успели за прошлый год: укрепили труппу, взяли замечательных певцов.
Сейчас я советник директора. Постоянно ищу певцов, дирижеров. И свое «100-летие» хочу отметить здесь, хотя
45 лет проработала в Большом. В Ленинграде я родилась, выжила в блокаду, училась в школе и консерватории.
Онегин с Ленским в ресторане
- Сегодня классику в опере порой не узнать...
- В Италии я должна была петь Кармен. Приехала на предыдущий спектакль и увидела, что Кармен - проститутка, Эскамильо в перчатках и красных трусах, как боксер. У меня был контракт с большими деньгами, но я развернулась и уехала. Считаю, певцы сами виноваты, что так распустили режиссеров. Все от скудости ума и таланта! Пожалуйста, напиши новую оперу и экспериментируй. Но когда «Пиковую даму» ставят вверх ногами - это безобразие.
- В таких постановках принимают участие и многие российские звезды. Они поют по всему миру и живут преимущественно за границей. Не востребованы на родине?
- Трагедия состоит в том, что молодые таланты хотят работать в русских театрах, но их не берут. Роли же достаются бездарностям, заполнившим сцену. Молодые в поисках лучшего отправляются за рубеж, и мы теряем кадры. Это ошибки нашей власти. Во-первых, сюда не приглашают больших дирижеров и режиссеров. Во-вторых, платят маленькие гонорары, а люди хотят жить достойно. Но если нет оркестров, репертуара, давят материальные проблемы - профессионалы уезжают. Государство должно закладывать в бюджет деньги на эти цели. И не скупиться на воспитание, формирование вкуса.
Для восприятия классики мы уже потеряли два или три поколения. Но ситуация постепенно меняется. Вижу, что попса надоела и в залах много молодежи.
- Во всем мире большой популярностью пользуется Культурный центр Елены Образцовой, работающий в Петербурге. Вы славитесь даром рассмотреть в молодом исполнителе звезду.
- Это правда. Я всю жизнь проработала с лучшими певцами, дирижерами, оркестрами. 2-3 такта - и я понимаю, о ком речь. Даже по тому, как артистка выходит к роялю, видно, есть у нее талант или нет. Она еще рта не открыла, а уже все ясно.
В этом году центру и конкурсу исполнится 10 лет. Казалось, надо радоваться, но мы страшно переживаем. У меня было два серьезных спонсора. Один из них - Чубайс. Обычно поддерживал, но сейчас сказал, что может дать денег только на развитие технологий. Я ему говорю: «У нас как раз новые технологии в пении». Так что надеюсь на правительство.
- Многих шокировало, когда вы - прима мировой оперы, согласились играть в скандальных спектаклях Виктюка.
- Это замечательные спектакли. Они о любви, а она бывает всякая. Счастлива, что играла любовь пожилой женщины к парню, а мальчишка обожал «меня». Мы искренне старались передать трагедию любви.
Поют ноты, а надо - музыку
- Как-то вы сказали, что все «примадонство» - от дурости. Откуда такая самокритика?
- О «примадонстве» говорил мой папа. Но если человек начинает что-то изображать, значит, не состоялся. Если боженька поцеловал при рождении - дутой звездности не будет никогда. Ведь все надуманное быстро гаснет. Для того чтобы быть настоящей звездой, надо много работать. А так это... одуванчики.
- Сегодня много спорят, что следует петь в опере - ноты или чувства, любовь, жизнь?
- В основном сейчас поют ноты, а надо - музыку. Однако чтобы петь музыку, следует знать технику пения, много читать, видеть, знать, чувствовать. Но и этого недостаточно. Надо прожить большую жизнь, и - сделать из нее выводы. И вот когда душа полна эмоциями, трагедиями, страстями и разочарованиями, когда она переполнена и тебе есть чем поделиться с людьми - тогда надо выходить на сцену.
- Но это искусство, игра, а где найти силы, чтобы устоять против житейских бурь?
- Чтобы быть счастливым, нельзя желать счастья больше, чем можно. Надо урезонить себя. Благодарна Богу, что он лишил меня жадности и ревности. Приезжала на Запад и никогда не завидовала коллегам, великим артистам. Наоборот, училась - смотрела, слушала, как они поют. Зависть в творчестве, любви - бессмысленна. Никто не займет твоего места в жизни: каждому - свое.
Смотрите также:
- Карьера и магия. Лауреат «Золотого софита» - о жертвах профессии и опере →
- Интерес арапа. Ирина Мазуркевич - об ухаживаниях Владимира Высоцкого →
- Раймонд Паулс: «Я не согласен, когда ругают прошлое» →