Примерное время чтения: 7 минут
6460

Интерес арапа. Ирина Мазуркевич - об ухаживаниях Владимира Высоцкого

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты - Петербург 27/01/2016 Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» / Кадр из фильма

25 января - день рождения Владимира Высоцкого. Ему исполнилось бы 77 лет. Мало кто знает, что знаменитый бард мог связать свою судьбу с Ленинградом. Не зря его так тянуло на берега Невы, где за несколько лет он дал свыше ста концертов. Здесь и сегодня живут люди, которые были лично знакомы с кумиром поколений.

Народная артистка России, звезда петербургского Театра комедии Ирина Мазуркевич в 1975-м снималась с автором «Паруса» и «Охоты на волков» в исторической мелодраме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Причём выбрал её сам Высоцкий.

Ирина Мазуркевич: - На роль Наташи Ртищевой пробовались сотни школьниц и первокурсниц Москвы, - вспоминает Ирина Степановна. - Наконец осталось двое, я и ещё одна претендентка. Пробы были очень серьёзные, режиссёр колебался и, наконец, спросил Высоцкого, с кем бы он хотел сниматься. Тот показал на меня. То, что Александр Митта советовался с Высоцким, естественно. Ведь мне надо было играть девушку, в которую он влюблён, а это очень важно - испытывать симпатии к человеку, которого, пусть даже в кадре, но любишь.

«Он - зрелый, я - пацанка»

«Аргументы и факты - Петербург», Елена Данилевич: - Но у вас сложились необычные отношения и в картине, и в жизни…

- Когда начали сниматься, я ничего о нём не знала. Тогда мне исполнилось только 16 лет, я закончила второй курс Горьковского театрального училища. И мне мало что говорили имена артистов, с которыми предстояло работать: Золотухин, Петренко, Глузский, Табаков. Да и они оказались очень простыми. Высоцкий, например, сразу попросил называть его Володя.

Как-то он принёс две песни, которые сочинил для фильма («Разбойничья» и «Купола». - Ред.). Эти песни Митта обещал ему включить в картину, и когда от них отказались из-за политической остроты, Высоцкий очень обиделся. Он сам рассказывал мне об этом. Честно говоря, я тоже не могла по-настоящему оценить его творчество. Понять масштаб личности, дар большого поэта. Знаю только, что ему нужен был человек, который находился бы рядом и слушал.

- Высоцкий уделял вам много внимания, ухаживал, вы же оставались равнодушны. Почему?

- Может, потому, что он был уже зрелый, 37 лет, а я - пацанка. Так случается: в одного человека влюбляешься, в другого нет. Когда я, 18-летняя, увидела 40-летнего Равиковича (муж актрисы, прожили вместе больше 30 лет. - Ред.), влюбилась в одну секунду, а с Высоцким - ничего подобного.

Конечно, чувствовала, что с его стороны есть мужской интерес, принимала ухаживания, но мне было совершенно всё равно. Тогда в его окружении это была большая редкость. Поклонницы рвали любимца на части, на спектакли, где он играл, билеты разлетались мгновенно. А я относилась к нему совершенно бескорыстно, ничего не требовала.

Думаю, он это чувствовал, поэтому у нас и сложились такие добрые дружеские отношения. Он возил меня на зарубежные выставки, проходившие в Москве, особенно впечатлила импортная техника. Тогда в 80-х для советских людей это было недоступно. А однажды по пути мы поехали завтракать в гостиницу «Метрополь», где накрывали шведский стол. Туда никого не пускали, но его пустили.

Подарки валяются

- Вы говорили, что у вас сохранились подарки Высоцкого?

- Сохранились. Совершенно спокойно к этому отношусь, не делаю фетиш. Что-то валяется на даче, например, светлая дублёнка, что-то раздарила-передарила. Уже после съёмок его друг Кирилл Ласкари передавал мне от Володи письма и сувениры. Но самое дорогое - пластинки. Одна с его стёршимся автографом, а вторая - с надписью лично мне. Присылал он и поздравительные телеграммы. Я сделала их ксерокопии, а оригиналы отдала в музей в Москве.

- В тот период он был женат на Марине Влади. Где же она находилась?

- Жила в Париже, он - в Москве. Один. От этого многое себе позволял, выпивал. Однажды на съёмках Золотухин, зная, что на следующий день спектакль, спрятал от него бутылку в валенках. Высоцкий не мог найти, злился, стал буянить. В итоге заехал в гостиницу и купил. На следующий день его восстанавливали, потому что вечером шёл «Гамлет» и в таком состоянии нельзя было выходить на сцену. Это болезнь, но никто в него за это камень не бросит. Его потрясающий талант от этого меньше не становился.

- А его работы в театре вы видели?

- Не раз. Когда мы снимались, он нередко приглашал меня на «Таганку» на свои спектакли - «Гамлет», «Добрый человек из Сезуана». И позже - на «Вишнёвый сад» в постановке Эфроса. Вообще я могла в любой момент прийти, постучать, позвонить, и он всегда находил хорошее место, хотя ажиотаж был такой, что вход в театр охраняли чуть не с конной милицией. Он действительно играл на разрыв аорты, особенно Гамлета.

Был момент, когда Любимов, после гастролей в Болгарии, стал выяснять с ним отношения и хотел поставить на эту роль Золотухина. Высоцкого это больно ранило. Он очень дорожил театром, хотя знал, что ему завидуют, что друзей у него там нет. Да и сам довольно иронично относился к партнёрам по сцене.

Рукописи продаются?

- Но у него же была всенародная слава, его боготворила вся страна!

- Он это ценил, но вместе с тем его очень беспокоило отсутствие официального признания. Переживал, что нет никакого звания, что не дают залы, отлучили от широкой публики. Ведь при жизни Володи в Советском Союзе по центральному телевидению не показали ни одного его концерта или интервью. Увидели свет всего две маленькие пластинки, а большие диски выходили только на Западе.

Несколько его выступлений записали в Ленинграде, и я сейчас иногда их пересматриваю. Видно, как он волнуется, выкладывается. После таких встреч он приезжал возбуждённый, на подъёме, потому что чувствовал восторженный отклик аудитории. Для него это было важно, но как раз этого он и не получал.

- Вы встречались и с Мариной Влади. Как относитесь к тому, что недавно на аукционе она продала личные вещи Высоцкого, в том числе рукописи?

- Это её личное дело. Пусть для других он икона, для неё - муж, и она вправе вести дела своей семьи так, как хочет. Многие осудили продажу посмертной маски, однако это копия, а настоящая, гипсовая, хранится в музее. И то, что Марина Влади продала фотографии и автограф последнего стихотворения, ничто по сравнению с тем цинизмом, с каким был снят фильм «Спасибо, что живой».

Картина сделана с одобрения родственников, и это ужасная безнравственность. Хотела бы ошибиться, но так могут вести себя люди, которые почему-то мстят другому человеку. За что - не знаю, но, по-моему, это недостойно. Помните Высоцкого? «Я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно, когда в неё плюют». Хорошо бы это помнить и тем, кто, пусть даже поневоле, спустя годы «плюёт» в душу большому поэту и артисту.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах