Примерное время чтения: 5 минут
8864

Неожиданное одобрение. Как Иосиф Сталин спас фильм «Юность Максима»

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Юность Максима (1935).
Юность Максима (1935). Кадр из фильма

Премьера одного из самых значимых фильмов советского кинематографа «Юность Максима», снятого на «Ленфильме» и впоследствии удостоенного всеобщего признания, состоялась 81 год назад – 27 января 1935 года.

Картина стала первой частью трилогии о революционере и завоевала любовь зрителя, встав в один ряд с легендарной лентой «Чапаев» - ярчайшим и заметным явлением того времени.

SPB.AIF.RU рассказывает, как раскритикованный чиновниками Госкино фильм покорил сердца советских киноманов.

Социальная справедливость

Сюжет фильма строится вокруг простого рабочего паренька Максима, который в 1910 году в Петербурге трудится на одном из заводов. Главную роль блестяще исполнил получивший впоследствии звание народного артиста СССР Борис Чирков.

Молодой Максим до поры предпочитает жить беззаботно: он гуляет с приятелями, с удовольствием распевает песни и с радостью ухаживает за девушками. О политике он задумывается только тогда, когда один из друзей погибает по вине заводского мастера, а другой за удар городовому отправляется на каторгу. Тогда юношу и начинают волновать вопросы социальной справедливости.

Профессиональным же революционером Максим становится, когда начинает помогать подруге-подпольщице, в которую к тому же был сильно влюблен.

Про Иванушку-дурачка

О работе над лентой общественность узнала из газет за три года до выхода фильма на экран. Кино про Максима изначально задумывалось в виде трилогии. Над картиной работали давние единомышленники и соавторы Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Ещё в 1920 году они решили показать революционные процессы, в которые вовлечены народные массы, через жизнь одного человека.

Постер к фильму «Юность Максима».
Постер к фильму «Юность Максима». Фото: Commons.wikimedia.org

В ходе подготовки Козинцеву и Траубергу нужно было изучить воспоминания старых большевиков. Авторы картины большое количество времени провели в помещениях Обуховского и Путиловского заводов, общаясь с рабочими. Основой же для будущей картины стал сценарий, который был опубликован в 1933 году в журнале «Советское кино».

Первоначально Максим носил другое имя. Его создатели задумывали как пролетария-интеллигента – грамотного, непьющего, носящего очки. Под такое описание идеально подходил известный широкому зрителю по роли профессора-археолога в «Джентльменах удачи» Эраст Гарин. Его даже успели изначально утвердить на главную роль.

Другой вариант сценария повествовал о герое, выросшем в бедном местечке на западе страны. Он принимает активное участие в Октябрьской революции, а позднее становится ведущим советским дипломатом. В основу текста была положена биография наркома иностранных дел Максима Литвинова.

Козинцев и Трауберг в итоге решили сделать главного героя таким, чтобы он напоминал Иванушку-дурачка. От прошлых двух версий сценария персонажу осталось только имя – Максим.

Без пафоса

В фильме, помимо исполнителя главной роли Чиркова, были задействованы Михаил Тарханов, Степан Каюков, Александр Кулаков и дебютировавшая в большом кино Валентина Кибардина. Она в дальнейшем блестяще исполнила роль учительницы в картине 1948 года «Первоклассница».

Заглавной же песней в «Юности Максима» стала композиция «Крутится, вертится шар голубой». Она впоследствии звучит и двух других фильмах трилогии – «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Согласно одной из версий, эту песню в киноленту предложил Борис Чирков, якобы слышавший её в детстве от отца. Но другие источники утверждают, что создатели фильма очень долго искали композицию, прослушивая, в том числе, и уличных музыкантов. Однажды от одного из исполнителей они услышали вальс про барышню, кавалера и голубой шар и забрали его в картину.

Фильм «Юность Максима» абсолютно не понравился чиновникам Госкино. Им пришлись не по нраву главные герои, а также отсутствие в ленте должного революционного пафоса.

Возможно, кино так бы и осталось на полке, если бы не Иосиф Сталин. Он посмотрел фильм, который пришелся ему по душе. После этого «Юности Максима», как и остальным картинам трилогии, дали зеленый свет.

Фильм ждал небывалый зрительский успех. Более 500 тысяч человек посмотрело его за две недели в одном только Ленинграде. В печати то и дело публиковали одобрительные рецензии.

В 1935 году «Юность Максима» получила главный приз на I Международном кинофестивале в Москве.

Удивительно, но картину тогда признали и в капиталистической стране. Советское кино получило приз Национального совета кинокритиков США за лучший зарубежный фильм.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах