Примерное время чтения: 9 минут
8320

Тайна жен Абдуллы. Пять интересных фактов о фильме «Белое солнце пустыни»

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Кадр из фильма

«Чем больше я думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, помогал, нерукотворно помогал Господь», - как-то заметил Владимир Мотыль. Для режиссера, который попал в список «неблагонадежных» после выхода фильма «Женя, Женечка и Катюшка», «Белое солнце пустыни» стало настоящей находкой. 

Одна из самых известных лент советского кинематографа, снятая на базе студий «Ленфильм» и «Мосфильм», стала «культовой». Многие фразы героев стали крылатыми, песня «Ваше благородие, госпожа удача» полюбилась миллионам, а годы спустя, поклонники даже создали на основе фильма компьютерную игру.

В годовщину выхода ленты на большие экраны SPB.AIF.RU вспоминает пять фактов из истории любимого фильма.

Как Георгий Юматов не стал товарищем Суховым

Изначально на главную роль товарища Сухова был утвержден Георгий Юматов, актер, известный по таким популярным картинам как «Адмирал Ушаков», «Герои Шипки», «Разные судьбы», «Педагогическая поэма» и «Жестокость».

Юматов обладал яркой харизмой и идеально подходил для героико-приключенческих фильмов. В конце 60-х годов его слава стала угасать, и новая роль была ему крайне необходима. Правда, в режиссерской среде у него была репутацию человека, имевшего проблемы с алкоголем. Ни для кого не было секретом, что он может сорвать съемки. 

Незадолго до начала работы над новым фильмов произошел неприятный инцидент. Сотрудники съемочной бригады заехали за артистом в гостиницу, но он из номера не вышел и на звонки не отвечал. Когда же персонал гостиницы взломал дверь, то обнаружил Юматова, лежащего на постели. Все его лицо было в синяках. Позже выяснилось, что в автокатастрофе разбился его друг, и накануне актер был на поминках.

Ждать, когда у артиста сойдут синяки, никто не стал. Режиссер Владимир Мотыль предложил принять участие в съемках Анатолию Кузнецову, с которым был знаком по работе над лентой «Ждите писем». Уже на следующий день Кузнецов прибыл на съемки.

«Юматов был бы более «суперменистым» Суховым, — думает теперь режиссер о возможном ходе событий, — а Сухов Анатолия Кузнецова ближе к герою русской сказки…»

красноармеец Фёдор Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова стал в Советском Союзе культовой фигурой.
Красноармеец Фёдор Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова стал в Советском Союзе культовой фигурой. Фото: Кадр из фильма

Подвиг Верещагина

Роль таможенника Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни» исполнил актер Ленинградского БДТ Павел Луспекаев. Его карьера в кино до этого складывалась не очень удачно. Владимир Мотыль пригласил его на съемки в 1968 году. К моменту начала работы у Луспекаева были серьезные проблемы со здоровьем. Он перенес операцию по ампутации стоп после болезни, которая развилась из-за обморожения, полученного на фронте. 
Ходить он мог с помощью трости. Но Павел поставил условие: сниматься в картине он будет без дублеров и без костылей. Чтобы он мог передвигаться без поддержки, в его сапоги были вмонтированы специальные металлические опоры. Работа давалась ему непросто: каждые 20 шагов актер был вынужден присаживаться и отдыхать.

у Луспекаева были серьезные проблемы со здоровьем.
У Луспекаева были серьезные проблемы со здоровьем. Фото: Кадр из фильма

Интересный факт, по сценарию таможенника звали Александром, но Луспекаев так вжился в роль, что вскоре вся съемочная команда звала Верещагина Павлом.

Благодаря личности актера небольшая роль таможенника стала обрастать новыми сценами и импровизациями. В результате Верещагин стал одним из самых узнаваемых персонажей картины, а исполненная им песня «Ваше благородие, госпожа удача» - одной из самых известных мелодий советского кино.

«Белое солнце пустыни» вышло на экраны 30 марта 1970 года, а 17 апреля Павел Луспекаев скончался, не дожив несколько дней до своего дня рождения. Ему исполнилось бы 43 года.

Жены Абдуллы

Любопытна история «жен Абдуллы». Только три девушки из девяти наложниц гарема были профессиональными актрисами. Зухру сыграла Татьяна Ткач, которую позже исполнила роль любовницы Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя». Фразу «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь» произносила Татьяна Кричевская. Лица Галины Умпелевой зрители так и не увидели в этом фильме.

Известно, что в роли Гюльчатай снялись две девушки. Татьяна Денисова училась в Московском цирковом училище и, когда ей предложили сольный номер, она была вынуждена прекратить работу над фильмом. На ее место была приглашена Татьяна Федотова, ученица балетного училища. По слухам, на площадке у нее завязался роман с Николаем Годовиковым, игравшим Петруху.

Только три девушки из девяти наложниц гарема были профессиональными актрисами.
Только три девушки из девяти наложниц гарема были профессиональными актрисами. Фото: Кадр из фильма

Остальные «наложницы» были самых необычных профессий. Одна была научным сотрудником, другая работала в магазине, третья профессионально играла в баскетбол.

В 1997 году отмечался 30-летний юбилей с начала работы над легендарным фильмов. В честь этой даты на Венере нескольким кратерам дали имена жен Абдуллы – Гюльчатай, Джамили, Гюзели, Зарины, Саиды, Хафизы, Зухры, Лейлы и  Зульфии. 

География съемок

Сон товарища Сухова, где он пьет чай в окружении жены и красавиц из гарема, стал первой отснятой сценой в картине. Известно, что съемки, начавшиеся на производственной базе студии «Ленфильм» в 1968 году, проходили во Всеволожском районе Ленинградской области в местечке Мистолово.

Основные события в фильме разворачивались в городке Педжента, декорации которого были сконструированы в Махачкале. Самым же непростым этапом съемок, по воспоминаниям очевидцев, была работа в Туркменистане, где стояла ужасная жара.

Существует байка о том, что в ряде сцен вместо девушек гарем Абдуллы изображают солдаты из близлежащей военной части.

Фото: Кадр из фильма

Спас Брежнев

В сентябре 1969 года съемки подошли к концу. Владимир Сурин, директор «Мосфильма», отсмотрев картину, забраковал картину и не подписал акт о приемке. Такой вердикт мог бы стать приговором для картины, которой предстояло бы долгие годы пылиться на полке.  Ситуацию фактически спас Леонид Ильич Брежнев, который считался большим поклонником вестернов. Накануне ноябрьских праздников ему прислали для закрытого просмотра фильм Владимира Мотыля. Лента так понравилась генсеку, что он сразу же позвонил председателю Государственного комитета по кинематографии Алексею Романову и поблагодарил за такой отличный фильм.

После этого Романов лично пересмотрел картину, внес несколько незначительных правок и дал добро на выход фильма. 14 декабря 1969 года состоялась закрытая премьера в Ленинграде в Доме кино, на которой присутствовала съемочная команда и влиятельные лица киноиндустрии тех лет. Широкая же публика смогла увидеть ленту через несколько месяцев -  30 марта 1970 года. В первый год его посмотрели около 50 млн зрителей.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах