Премьера одного из самых значимых фильмов советского кинематографа «Юность Максима», снятого на «Ленфильме» и впоследствии удостоенного всеобщего признания, состоялась 81 год назад – 27 января 1935 года.
Картина стала первой частью трилогии о революционере и завоевала любовь зрителя, встав в один ряд с легендарной лентой «Чапаев» - ярчайшим и заметным явлением того времени.
SPB.AIF.RU рассказывает, как раскритикованный чиновниками Госкино фильм покорил сердца советских киноманов.
Социальная справедливость
Сюжет фильма строится вокруг простого рабочего паренька Максима, который в 1910 году в Петербурге трудится на одном из заводов. Главную роль блестяще исполнил получивший впоследствии звание народного артиста СССР Борис Чирков.
Молодой Максим до поры предпочитает жить беззаботно: он гуляет с приятелями, с удовольствием распевает песни и с радостью ухаживает за девушками. О политике он задумывается только тогда, когда один из друзей погибает по вине заводского мастера, а другой за удар городовому отправляется на каторгу. Тогда юношу и начинают волновать вопросы социальной справедливости.
Профессиональным же революционером Максим становится, когда начинает помогать подруге-подпольщице, в которую к тому же был сильно влюблен.
Про Иванушку-дурачка
О работе над лентой общественность узнала из газет за три года до выхода фильма на экран. Кино про Максима изначально задумывалось в виде трилогии. Над картиной работали давние единомышленники и соавторы Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Ещё в 1920 году они решили показать революционные процессы, в которые вовлечены народные массы, через жизнь одного человека.
В ходе подготовки Козинцеву и Траубергу нужно было изучить воспоминания старых большевиков. Авторы картины большое количество времени провели в помещениях Обуховского и Путиловского заводов, общаясь с рабочими. Основой же для будущей картины стал сценарий, который был опубликован в 1933 году в журнале «Советское кино».
Первоначально Максим носил другое имя. Его создатели задумывали как пролетария-интеллигента – грамотного, непьющего, носящего очки. Под такое описание идеально подходил известный широкому зрителю по роли профессора-археолога в «Джентльменах удачи» Эраст Гарин. Его даже успели изначально утвердить на главную роль.
Другой вариант сценария повествовал о герое, выросшем в бедном местечке на западе страны. Он принимает активное участие в Октябрьской революции, а позднее становится ведущим советским дипломатом. В основу текста была положена биография наркома иностранных дел Максима Литвинова.
Козинцев и Трауберг в итоге решили сделать главного героя таким, чтобы он напоминал Иванушку-дурачка. От прошлых двух версий сценария персонажу осталось только имя – Максим.
Без пафоса
В фильме, помимо исполнителя главной роли Чиркова, были задействованы Михаил Тарханов, Степан Каюков, Александр Кулаков и дебютировавшая в большом кино Валентина Кибардина. Она в дальнейшем блестяще исполнила роль учительницы в картине 1948 года «Первоклассница».
Заглавной же песней в «Юности Максима» стала композиция «Крутится, вертится шар голубой». Она впоследствии звучит и двух других фильмах трилогии – «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Согласно одной из версий, эту песню в киноленту предложил Борис Чирков, якобы слышавший её в детстве от отца. Но другие источники утверждают, что создатели фильма очень долго искали композицию, прослушивая, в том числе, и уличных музыкантов. Однажды от одного из исполнителей они услышали вальс про барышню, кавалера и голубой шар и забрали его в картину.
Фильм «Юность Максима» абсолютно не понравился чиновникам Госкино. Им пришлись не по нраву главные герои, а также отсутствие в ленте должного революционного пафоса.
Возможно, кино так бы и осталось на полке, если бы не Иосиф Сталин. Он посмотрел фильм, который пришелся ему по душе. После этого «Юности Максима», как и остальным картинам трилогии, дали зеленый свет.
Фильм ждал небывалый зрительский успех. Более 500 тысяч человек посмотрело его за две недели в одном только Ленинграде. В печати то и дело публиковали одобрительные рецензии.
В 1935 году «Юность Максима» получила главный приз на I Международном кинофестивале в Москве.
Удивительно, но картину тогда признали и в капиталистической стране. Советское кино получило приз Национального совета кинокритиков США за лучший зарубежный фильм.