Что нужно Нетребко?
- "АиФ-Петербург": Когда грянул кризис, были надежды, что в стране появится музыкальный рынок, конкуренция, которая потеснит попсу. Но ничего не произошло, т. е. бороться невозможно?
- Юрий Охочинский: Всё возможно. В этой связи обязательно хочу рассказать о том, как достойно повёл себя Эдуард Хиль, когда ему предложили в Москве сделать юбилейный вечер. Позвонили с одного из центральных каналов: «Хотим провести ваш творческий вечер. Ваши песни будут петь Билан, Витас…». - «Я их не знаю. И я бы хотел, чтобы в моём бенефисе участвовали певцы из моего родного города, которых люблю и уважаю». - «Нет, Эдуард Анатольевич, так дело не пойдёт». - «Что ж, и не надо». Через час снова звонок: «Мы тут подумали - вы решили правильно!» И пригласили Асадуллина, Капуро, «Поющие гитары», Буланову, вашего покорного слугу.
- "АиФ-Петербург": Можно сказать, что в случае с Эдуардом Хилем речь идёт об ответственности художника перед публикой?
- Ю. О.: Конечно. А есть вещи, которые недостойно делать. Я был потрясён, когда Анна Нетребко спела с нашим «зайкой». Зачем? Неужели она не понимает, что ею просто пользуются? Когда Монсеррат Кабалье выступала с Басковым - это был коммерческий проект, деньги. Но что понадобилось Нетребко?
- "АиФ-Петербург": Разговоры о «фанере» уже в зубах навязли, а воз и ныне там?
- Ю. О.: Да, покричали в Думе против фонограммы, но как поломать, если вся система основана на обмане? Появились термины: «Ну, как я сегодня зажигал?» Не как пел, а как зажигал! Помню, подходит ко мне устроитель концерта: «Я слышал, вы хотите вживую петь? Не советую выбиваться из общей стилистики звучания».
Ждать смену поколений?
- "АиФ-Петербург": Так всё-таки наша эстрада - в тупике?
- Ю. О.: Надо или рушить всё и начинать с нуля, или ждать, пока сменятся поколения. Подростки, сверстники моей дочери, ещё не отравлены блатником, советской песней, попсой.
Дошло до того, что даже на телевидении не понимают, что есть попса, а есть популярная музыка. Для них и Том Джонс, и даже «Битлз» - всё попса. И народ запутался. Ко мне за кулисами часто подходят: «Простите, а вот то, что вы сейчас пели, - это что?». - «Популярная песня». - «Не попса? И не классика?». - «Популярная песня!» Вот что страшно, надо объяснять!
- "АиФ-Петербург": Так объясни!
- Ю. О.: Популярная музыка основывается на давних традициях, на потрясающей гармонии, мелодике. И обычно работает целая команда: композитор, поэт, аранжировщик, а не только яркий исполнитель. Это основано на традициях мировой популярной песни, конкретно - американской, как в опере - на традиции итальянской.
- "АиФ-Петербург": Тогда каково твоё определение попсы?
- Ю. О.: Тут даже определять не надо. Всё, что в телевизоре, - это и есть попса. Хотя есть на эстраде талантливые исполнители, нравится, как работает Коля Носков, Лариса Долина. Но таких мало. Если у нас Моисеев - Заслуженный артист! Вижу в Москве афиши: «Поёт Боря Моисеев». Боря - поёт? Серёжа Зверев в интервью очень хорошо ответил на вопрос: «Вы начинаете карьеру певца, но вы же петь не умеете?» - «На нашей эстраде уметь петь не обязательно, главное - хорошо выглядеть».
- "АиФ-Петербург": Авторским шоу на одной из столичных радиостанций «Звёзды падают с неба» ты просвещаешь слушателей?
- Ю. О.: В следующем году моей программе уже десять лет. Без зрительского отклика программу бы сняли через год-два. Но молодые присылают столько писем! «Спасибо, что открыли мне Элвиса Пресли. Теперь над моей кроватью висит его портрет». «Слушали с подругой Фрэнка Синатру, какой великий романтик!» Что-то мне удаётся открыть людям в мире музыки.
Смотрите также:
- Марина Цхай: «Петь под фонограмму - немодно» →
- На сцене чувствую себя самозванцем →
- Чтобы услышать себя, закройте уши →