20 февраля в Концертном зале у Финляндского вокзала выступит группа "Зимовье зверей" с презентацией диска, на котором собрано почти все, написанное за 9 лет существования - 15 альбомов. Группа - для краткости можно называть ее "ЗЗ" - держится особняком: это и не рок, и не поп, да и не барды. Интеллектуальные тексты песен принадлежат Константину Арбенину, он же - в очень органичной и мягкой манере - их исполняет. Удивительно, что интеллигентная группа, без всякой раскрутки по ТВ и на радио, вот уже столько лет держится на плаву, и число поклонников только увеличивается, а приглашения, помимо Москвы, получают из ближнего и дальнего зарубежья. Музыкантов в "ЗЗ" трое. Гость редакции - лидер группы Константин АРБЕНИН.
Между рок и поп
- Все-таки как вы выживаете - у музыкантов оказались коммерческие таланты?
- Коммерческих дарований нет. Повезло, что наш гитарист Саша Петерсон умеет администрированием заниматься. Он закончил Институт культуры по специальности "руководитель вокально-инструментального ансамбля", но никогда и не думал, что это пригодится. Когда мы долго и безуспешно искали директора, я в конце концов сказал: "Саша, давай ты будешь". Мы обходимся минимальным составом, потому что каждый занимается несколькими делами: я не только пишу и исполняю песни, но и иногда придумываю дизайн обложек к альбомам. Флейтист Георгий Мажуга (мы зовем его Егор) освоил саксофон, он тоже занимается дизайном, тем более что по образованию - художник. Саша кроме гитары, аранжировок песен и директорства в последнее время увлекся звукорежиссурой. Они с Егором записывают не только наши песни, но и других исполнителей.
- А куда подевался ваш барабанщик Анатолий Смирнов?
- Уехал в Голландию, но настроение у него еще окончательно не сформировалось: периодически приезжает и хочет остаться, но тут же хочет обратно в Голландию. Когда он здесь, у нас есть возможность играть электрические концерты, но в последнее время настроение акустическое. Мне неинтересно играть стадионную рок-музыку или форматную на радио. У нас своя ниша - исполнение под гитару и флейту.
Поклонники с детьми
- Существует ли еще ваш фан-клуб?
- Фан-клуб был не у нас, а на "Радио-1", которое первым начало нас крутить. Теперь уж и радио этого нет, а люди из той среды до сих пор бывают на концертах, многие уже с детьми, и тогда создается впечатление, что ты очень старый человек (смеется). Наша публика, если говорить громкие слова, это поклонники искусства, те, кому интересны поэзия, литература, да мы ведь еще и два спектакля сделали - "Свинопас" и "Звери ищут лето".
- Питерские группы стараются выступать в Москве, зарабатывать деньги в клубах, а вы?
- В Москве мы часто выступаем в Центральном доме художника, в ЦДЛ, в музеях. По клубам стараемся не играть, это не наша атмосфера, мы не фоновая музыка.
Певец или поэт?
- Что вам самому все-таки интереснее - музыка или поэзия?
- Заниматься литературой мне, пожалуй, интереснее. Вышло уже три книжки, вот-вот будет четвертая: "Дон Гуан как зеркало мировой революции" - с прозой, драматургией, стихами. Печатаюсь в журналах. Думаю, что если иссякнет музыкальный запал или надоест, вплотную займусь литературой, которую никогда и не бросал.
- Но ведь выходить на сцену - особый кайф?
- Конечно, и не знаю, как буду себя ощущать, если это прекратится. Вдруг станет не хватать? Хотя даже сейчас устаю от публичности, к счастью, не испытал "всенародной популярности", но даже то, что есть, мне кажется чрезмерным.
- Музыке-то вы учились?
- На инструментах не играю, нот не знаю. Я иногда выхожу на сцену и чувствую себя самозванцем, причем чем дальше, тем больше... В юности-то есть нахальство такое, азарт, наглость - да я все спою! А сейчас начинаю более ответственно относиться, меня ужас иногда охватывает, как же я написал все эти песни, как же я их спел! Я ведь совершенно не умею этого делать... При этом песни продолжают писаться, и в процессе я чувствую себя нормально. Как насчет того, что кому-то нравится мой голос? Это не голос, а скорее тембр (смеется).
Все вышли из армии
- Как же вы запели?
- История такова. В армии впервые стали сочиняться в голове целые песни, а до этого только отдельные куплеты. Сочинялось совершенно не относящееся к армии, видимо, в тех обстоятельствах хотелось сохранить себя, свой внутренний мир. Там же, в армии, я впервые столкнулся с музыкантами, они были моими сослуживцами. Я им напел свои песни, они подобрали на гитаре. У нас появился ВИА. Когда впервые услышал, как звучат мои песни, у меня был шок, в хорошем смысле. Тем более, это были не последние музыканты, двое потом долгие годы работали в "Песнярах". Ну а когда я вернулся в Питер, стал понемножку на кухнях у друзей исполнять свои песни. Случайно в клубе познакомился с Сашей Петерсоном, его заинтересовал этот материал. Саша играл в основном джаз, а тут ему захотелось сделать аранжировки. Год мы играли на кухнях, а летом 95-го пришли в студию записывать первый альбом. Тогда пригласили барабанщика Анатолия Смирнова, Петерсон с ним в армии служил. Вот какую роль играет армия в судьбе музыкантов!
Не брат!
- Почему вы никогда не выступаете с Дианой Арбениной?
- Да мы совсем не брат и сестра! ...Когда-то нас познакомила Светлана Сурганова, мы - музыканты - варились в одном котле, и в какой-то момент решили, что пошутим и будем говорить, что брат и сестра, раз уж фамилии одинаковые. И как-то это распространилось. В последнее время я от этого розыгрыша устал, врать вообще плохо умею, и когда спрашивают, начинаю краснеть. Теперь я решил - все, хватит, пора сдаваться и раскрывать карты.
- Вы меня потрясли. В возмещение морального ущерба расскажите о своей семье.
- У меня жена, дочке Даше уже четыре года.
- Где-нибудь служите?
- Я служил в разных местах, но часто увольнялся. Больше нигде не служу. Конечно, приходилось порой затягивать потуже поясок, я же очень неприхотлив! Потом пошли какие-то заработки, семью удается прокормить, не жалуются.
- Делаете что-нибудь по дому?
- По вдохновению могу строить мебель, стеллажи. А иногда меня не заставить этим заняться, потому что я в стихах, сочиняю, могу сидеть за столом по 12 часов. Но вообще физической нагрузки не хватает, я заметил зависимость: на даче поколешь дрова - и после этого так хорошо стихи сочиняются!