Всё запрещали
Рассказывает главный режиссёр театра Татьяна Казакова:
- Как истинный художник, Акимов хотел отражать время, но ему всё запрещали. Тоска по серьёзной вещи у Николая Павловича была всегда, это удалось воплотить только со Шварцем, в форме сказки, в спектаклях «Тень» и «Дракон». Но «Дракон», выпущенный в 1944 году, был запрещён сразу после премьеры. В 1962 году Акимов делает попытку вернуть «Дракона», но в течение сезона пьесу закрыли. Тема власти, тирании, которая мучила это поколение, была запрещена.
Он ставил много разных смешных пьес. По отзывам современников, это было иронично, легко, но даже ирония раздражала, потому что вызывала тысячи ассоциаций. Это был праздник благодаря яркой сценографии (её можно представить по фильму «Золушка», который видели все). Но и праздник ставили ему в вину - почему это режиссёр не отражает проблемы строительства социализма?!
Потрясающий эпизод рассказала Ольга Аросева, которая начинала творческий путь у Акимова. После войны она видела возвращение труппы в театр. Акимов одел артистов в лучшие костюмы, звучала красивая музыка, они взошли на сцену по красной дорожке, а люди, образовав коридор, целовали подолы артисткам и плакали от счастья, потому что с этого момента поняли, что наступил мир. Театр Акимова - это была жизнь вопреки мрачному серому времени.
Выпить чая…
Акимов говорил: «Я бы хотел умереть так: посмотреть любимый спектакль, выпить стакан чаю, прочитать хорошую книжку, уснуть - и не проснуться». Театр поехал в Москву на гастроли, Акимов посмотрел свой любимый спектакль «Тень», вернулся в гостиницу… Утром не могли достучаться, а когда открыли - увидели стакан чаю, французский роман, и было впечатление, что Акимов спит.
В театре давно была комната, которая называлась «акимовской». Она стояла пустая, но теперь там будет музей. Идея - повторить часть кабинета в квартире Николая Павловича: рабочий стол, эскизы, картины. У него есть замечательные портреты Райкина, Ахматовой, Товстоногова, Андрея Петрова… Комната откроется 15 апреля в 15 часов.
А 16-го, в день рождения Николая Павловича, будет традиционный капустник. Там принято поздравлять тех, кто 10, 15, 20 и больше лет отработал в театре. Кульминацией праздника станет поздравление для Веры Александровны Карповой (кстати, одной из самых востребованных при Акимове актрис), прослужившей в Театре Комедии 55 лет.
Критерий - касса?
- К сожалению, тенденция сегодняшнего дня - зритель во всём прав, - продолжает Татьяна Казакова. - Это очень опасно для театра, его развития, когда главным становится касса. Деньги творят с людьми чудовищное - всё не стыдно и всё можно. Так что наше время - оно для сатиры, а не для комедии. Если время не рождает положительного героя, то оно - по сути - бездарно.
Но у классиков сатиры - Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина, Булгакова, Эрдмана - за отрицанием всегда есть свет. Кстати, классическая русская комедия в основе трагична, как и наша литература.
Нужно искать, пробиваться, что-то делать. Если после наших спектаклей люди уходят в хорошем настроении, это уже очень много для сегодняшнего дня.
Смотрите также:
- Татьяна Москвина: «Наше время - ничья между светом и тьмой» →
- Андрей Могучий: авангардист и консерватор →
- Не все рыжие одинаково полезны →