Директор «Петергофа» Елена Кальницкая: «Музей работает на молодёжь»

   
   

Дворец для России

- "АиФ-Петербург": Елена Яковлевна, подготовка юбилея, завершение грандиозной реставрации Меншиковского и Китайского дворцов - всё это было для вас подарком судьбы или тяжёлым испытанием?

- Мне выпали и честь, и труд, и ответственность, и - огромное удовольствие и творчество. Вот отреставрировали четыре зала Китайского дворца. Скептикам покажется, что мало, но почти год ушёл только на поиск технического решения - как отсечь грунтовые воды. Мы открываем роскошные залы, один Стеклярусный кабинет чего стоит!

В Меншиковском дворце отреставрировали фасад, десять залов, террасы, партеры, сады… Это было самое богатое российское здание начала XVIII века, резиденция, больше императорских. Иногда спрашивают, почему Пётр разрешал своему любимцу так жить? Да потому что это был дворец для России, открытый к Балтике. Но после отправки Меншикова в ссылку здание оказалось никому не нужным. Менялись императоры, великие князья, но дворцом всерьёз никто не занимался. Только великая княгиня Елена Павловна и её потомки. И так - до революции.

Драма произошла после 1917 года. Дворец к этому времени стал частной резиденцией, в первый год он национализации не подлежал, но за это время его разграбили. Мудрый управляющий сумел передать часть вещей в Русский музей. В войну, как известно, дворец не был разрушен, но восстанавливали утраченные Петергоф, Павловск, Царское Село, а до Ораниенбаума руки не доходили. Тем более что Меншиковский дворец никогда не был музеем, его занимали военные, и вот впервые он распахнёт свои двери для посетителей.

- "АиФ-Петербург": А что за уникальная технология, позволяющая превратить мобильный телефон посетителя музея в… гида?

- Действительно - всё, что я сейчас рассказываю, у меня есть в мобильном телефоне. Вместе с Петербургским университетом мы сделали проект: человек приходит в Ораниенбаум со своим телефоном (но нужна определённая модификация) и в парке может закачать в него программу, которая даст всю информацию. Разработка шла больше года, деньги вложены огромные, но для публики - бесплатно.

У нас есть и две интерактивные выставки в Большом дворце. Первая - «История петергофской дороги», сделанная в жанре мультипликации на гигантском экране. Мы работаем на молодёжь.

   
   

И проект «Ожившая археология». В витрине лежат предметы, и о каждом вы увидите историю: из архитектурной детали возникнет здание, из черепка - голландская курительная трубка.

В Европе не отыскать

- "АиФ-Петербург": Когда объединили Петергоф и Ораниенбаум, было много недовольных и в самих музеях, и даже среди петербуржцев. По прошествии двух лет считаете это правильным решением?

- Да, было много споров, но я убеждена, что решение правильное. В Ораниенбауме маленькая коллекция, только семь тысяч экспонатов, а чем наполнять гигантский Меншиковский дворец? Поможет Петергоф.

- "АиФ-Петербург": В ваших музеях всегда многолюдно. Деятели культуры жалуются, что в народе уровень этой самой культуры падает. Вы это тоже наблюдаете?

- В это жаркое лето люди стали раздеваться: в Петергофе весь парк заполнили полуголые мужчины. Ну, как можно в императорский резиденции! Меня спросили, буду ли с этим бороться? Я сказала «нет», потому что если взрослый человек не понимает, что тут поделаешь.

В наши музеи, особенно в Большой Петергофский дворец - очереди, люди от этого отвыкли. Случаются жалобы, справедливые и нет, но если из 25 тысяч человек, которые бывают у нас ежедневно, найдётся три недовольных, это не так страшно.

- "АиФ-Петербург": Как выглядят Петергоф, да и возрождающийся Ораниенбаум по сравнению с европейскими жемчужинами, к примеру, с Версалем?

- На мой взгляд, мы выше. В Версале, как известно, не хватает воды, и фонтаны работают по расписанию. У нас и воды вдоволь, и больше простора, такое в Европе отыскать трудно. Кстати, расчистили канал, ведущий от Меншиковского дворца к заливу. По легенде, когда-то его проложили за три дня, и по этому каналу во дворец прибывали гости.

Что такое успех

- "АиФ-Петербург": Вас можно назвать успешным человеком. Но ведь успех сам не приходит…

- Чтобы реализовать способности, нужно три компонента: природа (то, что дали родители), помощь друзей и везение. В моей жизни были все три. А насчёт успеха… На днях по радио услышала программу «Успешный человек». Но там фигурировали те, у кого большое финансовое состояние. Никогда так не считала. Мой отец был родоначальником огромного научного направления, но не нажил ничего. При этом человека, более духовно богатого, чем он, - не знаю. Мама, шутя, говорила: «Если погасить в квартире свет, будет видно, как блестят штаны профессора». Кстати, никогда не меняла фамилию, ношу свою с гордостью.

- "АиФ-Петербург": 6 сентября у вас был день рождения. Ораниенбаум стал подарком, который вы себе сделали?

- Отметить юбилей Ораниенбаума сейчас важнее всего. Хотя и свой день рождения, несмотря ни на какие обстоятельства, никогда не переношу. И редко кого приглашаю, друзья приходят ко мне домой сами.

Смотрите также: