Все мы помним, как Остап Бендер хотел получить деньги с подпольного миллионера Корейко. У великого комбинатора не было сомнений, что Александр Иваныч должен поделиться. Да и свои способы отъема денег Бендер называл "относительно честными".
Похожая история происходит с некоторыми питерскими музеями - предприимчивые люди отводят им роль подпольного миллионера и настоятельно советуют "поделиться". Современным комбинаторам не откажешь в проницательности. Действительно, хотя за музеями надежно утвердилась слава "нищих" - сотрудники получают мизер, на ремонт и реставрацию денег хронически не хватает, - ценности-то они хранят огромные! В умелых руках могущие принести немалую выгоду.
Государственный "остапизм"
Справедливости ради надо сказать, что самым великим комбинатором в нашей стране всегда было государство. Именно оно, в перестроечные годы практически лишив музеи поддержки, наметанным глазом отметило первые же признаки выживания. А когда стало ясно, что музеи научились не только выживать, но и - наиболее продвинутые - еще и деньги зарабатывать, тут в верхах начали строить планы честного "отъема". При таком взгляде Эрмитаж приравнивается к нефтяной скважине, задача которой - качать "черное золото". Директор музея Михаил Пиотровский не устает повторять, что музеи не могут стать добытчиками денег для казны. Если они что-то и зарабатывают, то расходы на сохранение и реставрацию их сокровищ нужны такие, что без помощи государства не обойтись. Наоборот никак не получится. Но нельзя пока с уверенностью сказать, что борьба закончена.
Шкатулочники
Есть и еще "сравнительно честные" способы. Вот наша Кунсткамера, первый музей России. По статусу он относится не только к городу, но и к Академии наук, президиум которой находится в Москве. Кунсткамера время от времени проводит выставки за рубежом (кстати, самым большим спросом пользуется все, что связано с шаманами, магией, культами). Так вот в академии несколько лет назад было образовано Международное агентство "Наука", которое норовит взять на себя связи музея с зарубежными партнерами. Намерение, может, и благое, да музею обидно - вроде сами справляются. И заработанные средства используют по собственному усмотрению, в частности на ремонт здания, одного из старейших в городе. От академии-то средств поступает явно недостаточно. Лишиться и этой возможности зарабатывать, передав бразды правления Москве, было бы для музея, возможно, катастрофой. Пока отбиваются от опеки, ссылаясь на некоторые юридические несовершенства проекта. Но уверенности, что окончательно отбились, нет.
А с российскими выставками прямо-таки мистическая история. Выяснилось, что по городам и весям страны путешествуют представители неких ООО с названиями вроде "Шкатулка чудес" или "Кунсткамера - музей чудес", предлагая "Выставки в традициях петровской Кунсткамеры". Удивленное руководство музея получает жалобы от недовольных и возмущенных посетителей, запросы от надзирающих органов, не ведающих о том, что в Новосибирске, Кургане, Архангельске, Молдавии и Поволжье наживаются на прославленном имени ловкие "шкатулочники".
У Летнего сада своя головная, вернее, гастрономическая боль - некие расторопные люди все пытаются открыть здесь ресторан! Директор музея с трудом отбилась.
Вокруг Елагина острова не так давно кипели страсти - сложившийся дворцово-парковый ансамбль администрация города решила разделить, передав парк из ведения Комитета по культуре Комитету по дорожному строительству. По слухам, для того, чтобы открыть на знаменитой стрелке острова элитный яхт-клуб. Ну а со временем, глядишь, и на "мерседесах" туда можно было бы подъезжать. Пока история с Елагиным приостановилась, в парк с месяц назад назначен новый директор Павел Селезнев.
Слишком большие деньги
Знающие люди говорят, что музейная сфера - одна из последних в городе, где еще не "все поделено", вот ее и трясет. Трясет и Комитет по культуре. В начале 2001-го было предъявлено обвинение в получении взятки в 15 тысяч долларов начальнику одного из отделов комитета Павлу Романову. Поговаривают, что деньги предназначались председателю Комитета по культуре Евгению Колчину и что Павел Романов взял вину на себя. Но это дело следователей: Летом начался скандал со снятием с должности директора Ленинградского зоопарка Ивана Корнеева, в котором большую роль играл Колчин. Ну а в кулуарах опять-таки поговаривали, что неким структурам уж очень приглянулось место, занимаемое зоопарком в центре города. Строптивого директора, мол, удалят, зверушек выселят, а участки продадут под элитное жилье.
Сам же Евгений Колчин на днях был освобожден от занимаемой должности, но для него изобрели новую, специальную - генерального директора Капеллы.
...Хотелось бы верить, что на этом скандалы прекратятся. Но под юбилей города выделено 80 млрд рублей, деньги слишком большие, чтобы Остап Бендер спал спокойно и не был (как в тексте его телеграммы Корейко) "мысленно вместе".