В жизни режиссёра никогда не было конкретных планов: Игорь Масленников спонтанно оказался студентом филологического факультета, газетного отделения. Он не собирался быть журналистом, но уже на пятом курсе работал ответственным секретарём в газете «Ленинградский университет». После этого его направили создавать молодёжную организацию ленинградского телевидения. Всё в его жизни происходило случайно. Таким же образом, он оказался и в мире кино: узнал, что «Ленфильм» набирает кинорежиссеров и решил попробовать свои силы.
«Я никогда не был заядлым киноманом, не увлекался кино, а был простым зрителем, но как только начал заниматься режиссурой, понял, что это страшное болото, неизлечимая болезнь. Уйти от этого дела потом невозможно, слишком затягивает», - рассказал режиссер.
По его словам, если у простых людей биография, то у режиссёров - фильмография. У Масленникова она насчитывает больше двадцати фильмов, среди которых всем известная «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Гонщики». Что касается остальных фильмов, то они неизвестны широкой публике. На вопрос режиссёра к студентам журфака, кто смотрел «Письма к Эльзе», никто не ответил положительно. Хотя сам Масленников отмечают эту работу как одну из лучших, работу, к которой нет вопросов.
Посвятив большую часть жизни киноиндустрии, невозможно не выработать какой-то собственный режиссёрский метод, и у Масленникова он есть. Он называет его - садовническим, которым он заразился от Г.А.Товстоногова. Он заключается в том, что фильм или спектакль делается из тех обстоятельств, которые есть, всё «выращивается» по чуть-чуть. Этому же он учит и своих студентов во «ВГИКе».
Одно из главных правил режиссёра – «не выстраивайте свою биографию, она сама к вам придёт». Никогда нельзя бросаться на первый попавшийся сценарий, чтобы всё в жизни успеть. Надо уметь видеть образы, которые представлены в фильмах. Если у них есть характеры, тогда из этого что-то получится, ведь «кино начинается тогда, когда зритель начинает переживать».
К сожалению, сегодня, по мнению Игоря Масленникова, русскому кино нужна революция, главным образом – «выход к зрителям».
SPB.AIF.RU: Игорь Федорович, почему в прокате почти нет русских фильмов, хотя режиссёры продолжают работать и снимать качественное кино?
И.М.: В России слишком много американского кино. И его нельзя запретить и даже не надо, это всё-таки будет не демократично, но стоит предпринимать какие-то меры, чтобы оно так легко к нам не поступало. Например, во Франции до сих пор существует национальное кино, а с американских фильмов они снимают 10-кратный налог.
SPB.AIF.RU: Какой последний русский фильм вы посмотрели? Понравился ли он вам?
И.М.: Я могу отметить замечательный фильм «Бибинур» режиссёра Юрия Николаевича Фетинга и фильм «Тихая застава» Сергея Анатольевича Маховикова.
SPB.AIF.RU: А что хочет смотреть российский зритель?
И.М.: У меня есть друг, он прокатчик фильмов в Москве. Я пришёл к нему и показал одну из моих работ. Он сказал, что фильм хороший, но ставить его в прокат не будет, потому что мы «Уорнер Бразерс», как выразился он. В этом и заключается ответ. Люди идут в кино, чтобы развлекаться, а не смотреть серьёзные фильмы. Все сейчас покупают попкорн, пьют пиво в зале, выходят, когда им вздумается, и возвращаются в зал, как ни в чём не бывало. Тут замкнутый круг: людям на самом деле надоели американские фильмы и они ждут хорошего, умного кино, но оно не окупается как американское. Мне кажется, что русским фильмам надо дать шанс и пускать в прокат больше чем на 2 дня, как сделали в последний раз с моей работой: 2 дня, 2 кинотеатра в Москве, 2 дневных сеанса - за это время невозможно проследить насколько популярно кино. Дайте шанс качественному, а не бюджетному кино в России.
Смотрите также:
- Юрий Стоянов: «Важнейшим из искусств стало телевидение» →
- Виталий Мельников: "Общество "объелось" бандитами" →
- Заслуженный артист массовки →