Пётр Семак: «Русские не умеют терпеть»

Фото: Виктора ВАСИЛЬЕВА

   
   

«Усталость, разрушение моральных устоев, веры - всё это вместе обычно приводит к революции. В России мы подобное уже проходили», - говорит народный артист России Пётр Семак.

26 января актёр, которого называют «лицом и опорой» МДТ - Театра Европы, отмечает день рождения. А 29-го его можно увидеть в знаковом спектакле МДТ «Бесы», недавно отметившем 20-летний юбилей.

Если убил Бога

- "АиФ-Петербург": Пётр, в «Бесах» вы играете вот уже более 20 лет. За счёт чего спектакли Льва Додина живут так долго, не стареют?

- Время меняется, мы взрослеем, накапливаем жизненный опыт. Всё это создаёт эффект бесконечного путешествия. В особое пространство Достоевского входишь и - живёшь. Фёдор Михайлович ведь писал, как важно постигать человека, и даже если это тебе не удалось - не говори, что прожил жизнь зря. Актёры занимаются тем же - постижением природы человека. Чего в нём больше - Бога или беса? Почему такая раздвоенность, метания, нарушение заповедей? И каждый раз это связано с общественными изменениями, революциями, желанием что-то изменить, а значит - разрушать, предавать, убивать. Почему в России никогда нельзя договориться?

- "АиФ-Петербург": Действительно, почему?

- Русские не умеют терпеть. Хотя это не только для нас характерно. Когда убили Каддафи, некоторые из политических обозревателей, да и сами ливийцы говорили, что он многое сделал для страны, но - надоел. А в России 300 лет правил Дом Романовых. Надоел. Усталость, разрушение моральных устоев, веры - всё вместе привело к революции. Достоевский писал, что, убивая в себе совесть, убиваешь Бога. А если в себе Бога убил - тогда всё дозволено. Достоевский же предсказал, что будут миллионы жертв. Если бы Россия немножко потерпела, она бы выиграла Первую мировую войну, мы жили бы в самой прекрасной и богатой стране.

   
   

- "АиФ-Петербург": В школе мы проходим и Достоевского, и Чехова. Но как-то так, поверхностно… На ваш взгляд, театр помогает «углубляться»?

- Некоторые молодые люди ходят на спектакли, чтобы не читать роман, пьесы. Но потом благодарят, говорят: «Теперь обязательно прочитаю». Хотя бы в этом пользу приносим.

- "АиФ-Петербург": И Чехов, и Достоевский - очень русские писатели. При этом вы играете спектакли по отечественной классике во многих странах мира. Везде ли понимают «загадочную русскую душу»?

- Во всём мире любят Чехова, хотя русская душа для них - экзотика. А вот как они её понимают? Одна итальянка, переводчица, которая уже много лет сотрудничает с нашим театром, посмотрела «Три сестры» и сказала: «Тяжёлая история. Это так по-русски: все жалуются и никто ничего не делает».

Знаменитый режиссёр Эфрос рассказывал: когда он ставил за границей «Три сестры», не мог нарадоваться на дисциплинированных, всегда трезвых актёров. После премьеры подошёл один из труппы: «Извините, мне неудобно было на репетиции спросить... Но вот сёстры всё мечтают - в Москву, в Москву! А почему не уезжают? Тогда в России не было железных дорог?»

Прожить много жизней

- "АиФ-Петербург": В постановке вашего театра шекспировский «Король Лир», которого, кстати, играете вы, - очень современная вещь.

- Мы этого и хотели. Сергей Юрский после спектакля сказал, что видел много всяких Лиров, но в основном играют сумасшедших, чудаковатых. Или - энергичных, когда страсти рвутся в клочья. А вот думающих и неглупых, как у нас, не видел. Многие спрашивают - почему Лир так ополчился на младшую дочь только за то, что она выказала ему недостаточное уважение? Современному человеку это объяснить тяжело. Но почтение, уважение, даже если отец не прав и капризничает, - ему нужно отдать. Вот на Востоке это хорошо понимают.

- "АиФ-Петербург": У Додина артисты должны думать. Но, простите, ведь не все - мыслители?

- Артист - это загадка. Есть думающие, читающие книжки. А другому и читать не нужно, всё заложено природой, да и жизненный опыт помогает. Что такое талант? Умение подглядеть, запомнить, воспроизвести, перевоплотиться. А вот как? Этому не научить, Бог дал или нет. Самое сложное и самое простое в профессии - играть так, чтобы «не играть».

- "АиФ-Петербург": Наверное, артист - загадка и для самого себя. Вот вы - «народный», дважды лауреат Госпремии, многих профессиональных наград. Но часто говорили, что считаете себя неуверенным человеком, даже в профессии. Наконец-то прибавилось уверенности?

- На каком-то этапе, когда уже было за сорок, перестал себе доказывать, что чего-то стою. Сам поверил, что - артист. Многие актёры не уверены в себе. Почему людей «тащит» на сцену? Чтобы преодолеть комплекс. Это не главное обстоятельство, есть ещё страсть постижения. Я попёрся в артисты в 17 лет, когда прочёл книгу про Жерара Филиппа. Меня захватила возможность прожить много жизней. Но со временем понимаешь, что, увлекаясь чужими жизнями, забываешь про свою. Поэтому у актёров так сложно с семьями, с детьми. Люди заигрываются, ты всё время где-то, но не здесь. Даже с родными ловишь себя на мысли, что ты не с ними, а с Лиром, Астровым… И постоянно подглядываешь за людьми: как интересно, в этом есть что-то от короля, в этом - от Ставрогина из «Бесов». Возникает своего рода помешательство. Но что уж тут жаловаться. Пошёл в артисты - терпи.

Смотрите также: