В феврале «Приюту комедианта» исполнилось 25 лет. Это первый в России государственный театр без постоянной труппы. Но главное - один из самых популярных, неординарных и даже дерзких театров Петербурга. Вот уже 17 лет театром руководит Виктор Минков.
Отсеивать «уставшее»
- "АиФ-Петербург": Виктор, как удаётся заинтересовать небольшим театром таких звёзд режиссуры, как Василий Бархатов, который ставит спектакли и в Большом театре, и в Мариинском?
- Первое - личные отношения. Второе - бренд театра. На сегодняшний день ставить в «Приюте комедианта» престижно, несмотря на то что маленький зал и небольшие гонорары.
Ближайшая наша премьера 8 марта - «Шинель. Dress Code» в постановке Тимофея Кулябина из Новосибирска, номинанта «Золотой маски».
А дальше будет работать болгарин Явор Гырдев, один из лучших европейских режиссёров, затем - петербуржец Александр Баргман. За этот сезон у нас шесть премьер.
Я абсолютный космополит, мне неважно, кто в Петербурге будет ставить, из какой страны, города. Нужно привлекать всё талантливое и современное. И - отсеивать всё «уставшее». Я не говорю о революции, но не может быть бесконечно застывшая ситуация.
- "АиФ-Петербург": Считаете, что театральный Петербург слишком консервативен?
- Не хотел бы кидать камень в родной город. Но у нас действительно тяжело приживается всё новое, современное.
- "АиФ-Петербург": Недавно вы показали в Москве одну из последних и самую скандальную премьеру - «Короля Лира» в постановке столичного режиссёра Константина Богомолова...
- «Лир» должен был быть сыгран три раза. Но аншлаг был такой, что попросили сыграть дополнительный спектакль. Мы показывали его ночью. А после было ещё и обсуждение со зрителями. Посмотреть «Лира» пришли самые известные столичные деятели театра. И восприятие публики ни в какое сравнение не идёт с Петербургом. Не потому, что там публика лучше или хуже. Просто москвичи более раскованны, информированы, они видели всё самое лучшее, что есть в театральной Европе и в мире.
- "АиФ-Петербург": Не обходите ли вы своим вниманием петербургских режиссёров?
- За последние три года у нас ставили Андрей Прикотенко, Григорий Дитятковский, Василий Сенин, Александр Баргман. Есть и дебютанты - Николай Дрейден. Конечно, проще пригласить петербуржца, но зачем вариться только в своём соку?
- "АиФ-Петербург": Не стали ли вы меньше приглашать в спектакли старшее поколение актёров? Ведь в своих театрах они часто не востребованы.
- У нас выходят на сцену уникальные Владимир Татосов, Иван Краско, Татьяна Пилецкая. Думаем про новую работу для Ольги Антоновой. Это потрясающие мастера. Часто вижу, как молодые артисты подглядывают за ними из-за кулис.
Культура передаётся.
Покроемся плесенью?
- "АиФ-Петербург": Пример вашего театра доказывает, что и в Петербурге, при желании, можно ставить «прорывные» спектакли.
- «Приют комедианта» стал брендом. У нас сильная команда, но и… патовая ситуация.
В своём небольшом помещении с залом на 200 мест мы скоро задохнёмся. Ау, обратите на нас внимание! Может быть, «Приют комедианта» заслужил нечто большее?
- "АиФ-Петербург": Начинается театральная реформа. Вас она не пугает?
- Меня может пугать только стремление государства давать меньше денег на культуру, что неправильно. Всё остальное не страшно. Реформа предполагает контрактную систему, что мне близко. Считаю, что ни у кого не должно быть пожизненной вотчины на театр. Дать руководителю три года, пять лет, когда можно реально показать себя. Не справился - контракт расторгается. Но и у руководителя должна быть возможность заключать контракт с теми артистами, с которыми он считает нужным.
- "АиФ-Петербург": А каковы критерии успешности театра?
- Первый: количество выпущенных спектаклей в сезон. Ведь театр, формируя вокруг себя аудиторию, должен дать ей новые спектакли, будоражить, привлекать. Второй: внимание критического сообщества. Вокруг «Лира» разгорелись очень жаркие споры. Но как же задело! Если не задевает, никто не напишет. Третий: заполняемость зала. Если сидят пять человек - это домашние радости. Четвёртый - известность за пределами родного города. Считаю, что петербургские театры должны быть известны и в России, и за рубежом. И помогать государство должно сильным, тем, кто удачен и кто продвигает город.
- "АиФ-Петербург": 14 февраля, когда билеты стоили 10 рублей, все залы были переполнены. Но у меня есть ощущение, что в целом традиция посещать театр, обязательно бывать на премьерах - уходит.
- А что театры дают публике? Нужно чувствовать время. Не отгораживаться от мира, а хватать всё новое, интересное. Иначе покроемся плесенью.
Смотрите также:
- Лучшие из глубинки. Провинциальные театры едут в Петербург →
- Свежим "Лягушкам" - две тысячи лет →
- Будем поражать Петербург! →