Сошлют в Сибирь?
- В зале на тысячу человек подавляющая часть зрителей были американцами, - делится Лев Абрамович. - Русская «тусовка», честно говоря, была не самая радующая. Это редактора русских журналов, телевидения, газет, радио… Наши бывшие соотечественники в зале чувствовались мало, хотя знаю, что приезжали и из других городов.
Американский зритель отличается от нашего. Прежде всего - отсутствием почтения к классикам. Мы волей-неволей внимаем тексту Чехова как исторически значимому. Они смотрят как сегодняшнюю пьесу. Если доктор говорит, что он уморил больную - они смеются. Американцы считают, что доктора часто «умаривают», зарабатывая при этом большие деньги.
На наши гастроли широко и доброжелательно откликнулась пресса, начиная с «Нью-Йорк таймс». А для американцев это «перст божий». У нас, прочитав доброжелательную рецензию, мы не поспешим в театр. Скорее после ругательной с интересом пойдём. Там же не будут платить деньги за то, что ругают.
В Америке огромная культурная жизнь, великолепные площадки. Я пошёл на симфонический концерт в Карнеги-Холл. В зале много очень пожилых и очень молодых людей, от богато одетых до откровенно бедно. Но одинаково прекрасно слушающих музыку. Закончился концерт Шуманом. Сосед, американский старичок, восторженно сказал о дирижёре: «Он мне открыл Шумана!»
Наше представление об американской культуре сильно сужено Голливудом и советскими стереотипами, которые не меняются. Впрочем, и в Америке не меньше предрассудков. Когда я им говорил, что следующий спектакль «Три сестры» мы будем играть на гастролях в Омске, в Сибири, у них в ужасе расширялись глаза: не сошлют ли нас за то, что мы выступали в США?
Кстати, в этом сезоне мы гастролировали в пяти городах России. Могли бы и больше, потому что находим там огромный зрительский отклик. Но так трудно добыть деньги на поездки.
Взаимное недоверие
В Америке сегодня модно вкладывать деньги в культуру. Благотворительная деятельность - огромна, меценаты имеют налоговые льготы.
У нас их не решаются ввести, считая, что будет ещё один повод для обмана. Никто никому не верит, ни государство бизнесменам, ни бизнесмены - государству. Взаимное недоверие - беда общества. В любой области, даже если кто-то хочет сделать лучше, всегда возникает подозрение, что будет хуже.
Понятно, что и в Америке проблемы существуют. Государственного финансирования не хватает: с одной стороны, это делает театры свободными от контроля, с другой - ставит на грань выживания.
Если понимать, что в культуру России надо вкладывать больше денег, нужно соединить опыт, который у нас есть в поддержке театров государством, и сделать привлекательным меценатство. Но… мы почему-то всегда перенимаем опыт, от которого другие страны давно отказались. Так, пропагандируется идея о самоокупаемости театров. В мире она давно умерла, потому что убедились: самоокупаемых театров нет в природе! Даже на Бродвее из коммерческих проектов выживает один из сотни. Может быть, мы просто недостаточно образованны, мало знаем? Или не хотим знать.
Меня вот спрашивают, не имеет ли смысл и у нас ввести систему играть несколько спектаклей подряд? Постоянно этим пользоваться опасно, но время от времени полезно. За десять вечеров в Нью-Йорке спектакль чрезвычайно развился: актёры успокоились, стали вдумчивее. Опыт был особенно полезен для Екатерины Тарасовой, заменившей в спектакле Лизу Боярскую. «Нью-Йорк таймс» назвала артистку «очаровательная госпожа Тарасова». Поскольку это её первая большая роль, думаю, на этом можно и заканчивать, чего же ждать большего! (Улыбается.)
«Советское» телевидение
Петербург называют культурной столицей, в то же время есть мнение, что и у нас интеллигентных людей становится меньше. А я убедился, что мы просто их «не узнаём»: сегодняшние молодые не похожи на наше устоявшееся представление. Как-то на спектакле «Дядя Ваня» я увидел в зале несколько парней: странно подстриженных и одетых. До самого начала спектакля они разговаривали по мобильным телефонам, слали эсемэски. Но спектакль смотрели внимательно. Но всё же я подумал, что после антракта они уйдут. Остались. И горячо аплодировали.
То, что лица - непривычные, не значит, что у молодых нет тяги к серьёзному, и что они не способны испытывать чувства. Ещё как способны, но мы не всегда даём им возможность что-то испытать. И даже забираем эту возможность.
Я вот редко смотрю телевизор, но 1 мая включил и меня поразило, насколько же «советское» наше телевидение! От старых, фальшивых фильмов, до новых, которые снимаются в советской эстетике и похожи на пародию. Так мало искреннего, душевного, человечного.
Кстати, ощутил это и совсем на другом примере. Вот нам обещано новое здание театра. Мечтается, как ни вызывающе звучит, создать образцовый художественно-драматический театр XXI века. Не здание для шоу-бизнеса, не вокзал, не Дворец культуры. Не надо размаха, должна сохраниться интимность. Но архитекторы, с которыми общаемся, предлагают огромные пустые пространства, стеклянные стены, мраморные лестницы. Это не имеет отношения к театру. Кстати, за границей тоже такого много: архитектурные эффекты сильные, а вот чтобы это было для человека - тому мало примеров.
Смотрите также:
- Комик с душой трагика. Семён Стругачёв считает, что от смеха до слёз - один шаг →
- Адасинского в Петербурге "то колбасит, то плющит" →
- Юрий Гальцев: «Смешить очень трудно!» →