Одно из самых знаменательных событий уходящего года для Гальцева - назначение его художественным руководителем Театра эстрады имени Аркадия Райкина. Райкин был последним худруком, и тогда слава театра гремела далеко за пределами города и страны. Юрию выпал шанс вернуть «Эстраде» былое величие.
Публика завизжит от восторга
- Юрий, назначение вас худруком можно отнести к разряду предновогодних чудес?
- Что вы, у меня это уже давно наболело, лет семь-восемь назад. Стало криком души! Потому что когда спрашивают по всей нашей необъятной родине и за рубежом: «Куда к тебе прийти?», стыдно признаться, что мне даже репетировать негде - иногда делаю это в поездах. Я не раз говорил губернатору: «Валентина Ивановна, уеду в Москву! Я остался последний из могикан» (улыбается). Как-то перед Путиным мы выступали, он удивился: «А ты разве не в Москве?» - «Нет, я в Питере». - «Ну как там?» - «Хотелось бы свою площадку». - «Хорошее дело, помогу чем смогу».
Я бы все равно добился, я упертый. За мной стоит команда, с которой мы объездили
весь мир, я видел, какие спектакли популярны. Думаю, пора все это воплощать здесь.
- Хотите поднять отечественную эстраду, которая упала настолько низко, что дальше некуда?
- Дай Бог, чтобы то, что я хочу сказать, было услышано и увидено! Есть очень сильные ребята-артисты, только они разбросаны по разным городам и странам, и здесь их, к сожалению, никто не знает. Кстати, кризис, может быть, окажется и на руку, уже было много звонков: «Юр, что у вас там в Питере? Может, нам обратно приехать?» Потому что их тоже поприжало. Леня Лейкин возвращается, Сережка Масленников, вроде бы и Полунин.
Наши ребята, которым аплодирует весь мир, в Питере не выступают. Что за дела? Так не пойдет! Будут у нас - и публика завизжит от восторга.
Мне уже звонят очень маститые актеры: «Юра, мы твои, только назначай день, будем выступать». И пойдут, хотя мы не в силах много заплатить. Ну и западных звезд хочу пригласить. К примеру, двух-трех комиков, которые сделают клоунский фестиваль, а звезды на закусочку - оп-па! Вот, поучитесь, как надо.
- А наши поп-звездочки будут выступать?
- Могут, но это должно быть с «конфеткой», а не просто унца-унца, группа на подтанцовках, а он или она - поют да еще «под фанеру»… Что-то им должно мешать делать «как всегда». И этим «что-то» буду я. Публику нужно удивлять! Отбор выступающих будет жесткий.
- Вы не производите впечатления жесткого человека.
- Я добрый и лояльный, но не в отношении работы, тут - принципиальный. Мне даже мои актеры говорят: «Тебе больше всех надо?» На гастролях в любом городе прихожу на сцену за два часа до начала спектакля, разминаюсь, репетирую, потому что так, с кондачка, очень тяжело «впрыгнуть».
К сожалению, чтобы сделать смех, нужно пролить не одну каплю пота, крови и слез. Это очень тяжелая профессия, смешить трудно.
Костюмчик маловат
- Вы намерены поднимать уровень эстрады, но сами до сих пор мелькаете в «Аншлаге».
- В «Аншлаге» я уже давно не снимаюсь, они старое гоняют. Но «Аншлаг» народ смотрит, особенно пожилые, 60 - 70-летние. Эта публика не поймет «Комеди-клаб», а в «Аншлаге» все просто.
Я вам обалденную историю расскажу. Звонит мама: «Юра, ко мне пришла соседка тетя Нина, мы с ней смотрели тебя по телевизору. А что у тебя все одни и те же номера? Сколько можно, народу уже надоело». - «Мама, да я не снимаюсь там уже четыре года!» - «А еще тетя Нина говорит: «Рая, ну неужели Юра не может себе костюм купить? Посмотри на него: пиджак мал, волосы в разные стороны, а как выходят Петросян, Лещенко! Аккуратные, подстриженные. Ну что вы позоритесь, да купите ему костюм». Я у тебя как мать спрашиваю: Юра, у тебя и правда костюма нет?» Объясняю ей, что это имидж такой, - пустое дело.
- Теперь будете выступать в Питере чаще?
- Дело не в том, чтобы самому дергаться, хотя хочу уже к сентябрю выпустить пару спектаклей. Главное - набрать курс, который будет учиться его величеству Эстраде. Это должны быть ребята-эксцентрики, люди не от мира сего, только тогда можно дело сдвинуть. Если ты выходишь на эстраду, должен быть интересен, необычен, условно говоря - с ушами по полметра.
- Но воспитать студентов - это же долго?
- Ничего не долго! Со второго курса они уже будут по сцене ходить, как мы когда-то, подносы выносить, «кушать подано» говорить, гром и молнии за кулисами давать, и как обслуживающий персонал - в гардеробе, в кафе.
- Сами вы уже расположились в гримерной Аркадия Райкина?
- Зашел, поклонился зеркалу, перед которым он гримировался. Я думаю, это останется музейным достоянием театра. Хочу с Костей Райкиным поговорить, может, он что-то из вещей, документов даст, дельное подскажет. В фойе хотим сделать «Аллею звезд»: повесить фотографии эстрадных артистов, которые выступали в театре. Современная-то публика ничего об этих людях не знает.
А на будущее мечтаю сделать небольшую гостиницу, чтобы приезжие актеры могли жить подешевле, а также кафе с интересной кухней и напитками. Можно ночные представления давать, детские спектакли.
- Планов громадье, но где вы возьмете на все это деньги?
- Будем обращаться к состоятельным людям. Да и сами пустим на театр «все, нажитое непосильным трудом». Комитет по культуре обещал помощь. Я им сказал: «В бумагах я слепой щенок, но, родные мои, через месяц щенок начинает видеть, а потом он может превратиться в «нормального пацана», бультерьера». Но вообще-то я не хочу заниматься бумагами, хочу - творчеством.
В театре поначалу испугались «новой метлы»: только никого не разгоняйте! Да никто не будет уволен, поработаем. Кто я такой, чтобы людей разгонять…
Сидеть и тупо смотреть?
- Порадуете питерцев в Новый год или, как все звезды, предпочитаете столичные корпоративы?
- Буду в Питере работать на двух площадках. А бывало по пять метаний за ночь! Приползал домой часов в семь утра, когда не было сил бутылку шампанского открыть, ни пить ни есть не хотелось. Но я рад, что работаю, потому что Новый год без сцены не представляю. Сидеть и тупо смотреть телевизор, где сам снимался? На этот раз покажут мюзикл «Сказка о рыбаке и рыбке», где я играю Старуху.
Жена и дочь привыкли праздновать без меня, в этом году уедут кататься на лыжах в Финляндию.
...Я больше люблю Старый Новый год, Рождество, когда уже все утихомирятся. Тогда отдыхаю за городом.
- Наступает год Быка, да и вы по гороскопу Бык. Ваше поздравление читателям «АиФ» должно прозвучать вдвойне авторитетно.
- Что такое Бык? Хоть он молока не дает, но дает мясо, шкуру, рога, из которых пьют, желательно - до дна, копыта, которые тоже на что-то годны. На Быке пашут, но он и постоять за себя может, особенно если увидит красную тряпку. Глаза наливаются кровью, и животное идет в бой. Тогда Бык страшен, его даже тигры боятся. Хочу пожелать, чтобы все, что вы наметили и за что готовы пойти в бой - сбылось!