Петербургские театры перестают удивлять

   
   

Дорогу молодым!

И те, и другие, к сожалению, правы. Зритель часто идет на спектакль, увидев на афише имя любимого актера или актрисы – и видит в итоге тусклую, отчетливо пахнущую нафталином постановку десятилетней давности. Театр перестает удивлять, восхищать, давать пищу для размышлений.

А если заглянуть за кулисы – выяснится, что в театрах уже давно забыли, что такое преемственность поколений, когда вчерашние выпускники театральных вузов шлифуют свой талант под чутким руководством талантливого режиссера и опытных актеров. Премьерные показы есть – но их сравнительно мало, и театральные афиши сегодняшнего дня мало отличаются от афиш годичной давности – все тот же репертуар, примелькавшийся и приевшийся.

Взять тот же некогда блистательный Санкт-Петербургский театр комедии им. Н.П. Акимова. Сегодня Театр комедии и его художественный руководитель Татьяна Казакова уже подрастеряли многих своих актеров, перешедших в другие театры или отправившихся покорять Москву. Артур Ваха, Евгений Баранов, Наталья Ткаченко – все они уже давно блещут «на стороне».

При этом зритель отчего-то нечасто видит на сцене мастеров, еще не покинувших этих стен. Неужели народные артисты, состоящие в труппе театра и по праву обладающие всенародной известностью, оказались невостребованными? Нет, разумеется, Ольгу Антонову можно увидеть в спектакле «Гарольд и Мод», а Ирину Мазуркевич – в «Средстве Макропулоса». Но этим занятость мастеров сцены исчерпывается. Кроме того, самой «свежей» постановке из перечисленных – более пяти лет.

8 премьер за 5 лет

В последние пять лет театр выпустил всего 8 премьер (самый низкий по городу показатель для крупных государственных театров). При этом одна из этих премьер была студенческой работой – дипломным спектаклем курса Казаковой. И качество этих работ блестящим не назовешь. Театралы ропщут: как же случилось, что за последние полтора десятилетия ни один спектакль «акимовцев» не стал культурным событием даже на уровне города, не говорим о стране. И ни один спектакль не претендовал на победу ни в одном из театральных конкурсов. И даже отличные актеры в последних постановках выглядят почему-то уныло и заштамповано.

Несмотря на подзатянувшийся период застоя театр продолжает получать финансирование из бюджета, а его руководство из года в год продолжает демонстрировать плачевные результаты для театра такого уровня и с такой историей.

   
   

В конце прошлого года театральные критики уже писали о состоянии дел в Театре комедии. Это заставило и руководство города, и общественность обратить внимание на ситуацию. Выводы из вспыхнувших «в народе» обсуждений оказались однозначными: театр – это живой организм, который не почивает на лаврах – а ставит премьерные спектакли и стряхивает пыль со старых постановок или снимает их с репертуара.

Когда речь идет о театре, то самый справедливый и непредвзятый суд – суд зрителей, к мнению которых, кстати, так любят обращаться сами актеры. И, судя по высказываниям зрителей, многие театры нашего города уже давно нуждаются в «ветре перемен».

Экзамен для засидевшихся

«Часто в петербургские театры вовсе не стоит ходить, если только там не играются приезжие театры и молодые, независимые театральные коллективы, не имеющие своей площадки», - пишут зрители на форумах.

«Сходила я недавно в один наш театр - это же ужас, что там показывают, содержание — для идиотов, не обладающих ни художественным вкусом, ни элементарной культурой», - пишет в интернет-пространстве петербурженка Ольга Николаева. По ее мнению, надо ввести для руководителей театров контрактную систему – тогда и конкуренция появится, и «будет стимул шевелится». И может быть, в результате молодой зритель наконец-то потянется в залы.

«Пока мы не будем внимательны к молодым режиссёрам, пока мы не будем давать им возможность ставить спектакли, не будет у нас нормального театра, – уверена заядлый театрал Ольга Никифорова, – Я пыталась создать Центр имени Константина Треплева и пока работала в Театре на Васильевском, что-то получалось. Но кто об этом знает? Кто этим заинтересовался всерьез? Никто. Я работаю в Омске и Ярославле. И там ставят и будут ставить молодые режиссеры, идет современная драматургия. Я уверена, что театр, который рискует пригласить молодых на свою сцену — выигрывает».

Зрители всерьез выдвигают идею устроить засидевшимся на своих местах театральным деятелям экзамен, где обязательным вопросом билета было бы реальное предложение по обновлению театра. «Вот шоу получится! Я бы с удовольствием посмотрел! – пишут они. – А после — экзамены для молодых и сравнить результаты. Отличная идея посадить всех на контракты! И артистов туда же! Создать единую базу «Петербургский артист», где смог бы каждый представить себя».

В разгоревшейся дискуссии прозвучало много интересных предложений по поводу реанимации театров – вариантов, которые позволили бы молодым деятелям искусств проявить себя, а зрителям – познакомиться с действительно современным театрам. Например, один из вариантов – заключать договора между театрами и театральными академиями, университетами культуры и т.п. и делать молодежные проекты «полного цикла»: молодой режиссер готовит постановку с молодыми артистами, а молодой менеджер продвигает, причем в эту же программу можно включить и начинающих сценографов, художников и т.д.

И очень многие поддерживают идею краткосрочных контрактов с художественными руководителями театров. Им же самим, кстати, от этого будет только лучше. Если, конечно, смотреть с точки зрения творчества, а не с точки зрения наличия верного куска хлеба с маслом.

Ведь отсутствие конкуренции и боязнь перемен привели к тому, что лучшие некогда театры города тонут в творческом кризисе, бессрочном, как и контракты их руководителей.

«В целом удовлетворительно»

Правда, после статей в СМИ была создана специальная комиссия, призванная разобраться в ситуации в театрах. И первым «под проверку» попал как раз Театр комедии. По итогам работы комиссии вице-губернатор Василий Кичеджи направил письмо одному из ведущих актеров театра Михаилу Светину, где сообщил, что работа театра признана…. «в целом удовлетворительной».

Как считает помощник председателя Комитета по культуре Дмитрия Месхиева Мария Ожигина, этот результат можно назвать «вялым». По ее словам, по формальным показателям у театра все нормально – хорошие цифры, не нарушается трудовая дисциплина. Но в то же время в коллективе есть явные сложности. И, по мнению Марии Ожигиной, этот факт – не в пользу руководителя театра. Но и разорвать бессрочный контракт на основании «статей в прессе», увы, невозможно.

Поэтому пока все остается как есть – маститые артисты простаивают, а молодые и талантливые актеры и режиссеры просто остаются «за бортом» Но очень хочется верить, изменения, которые смогли бы пустить в искусство «свежую кровь», не за горами.

Смотрите также: