Владимир Косма: «Меня интересует любая фольклорная музыка»

   
   

С мечтой о Петербурге

По словам генерального продюсера фестиваля имени Исаака Шварца Аллы Шпанской, за всю свою замечательную творческую биографию и долгую жизнь ни разу до сих пор композитор Владимир Косма не бывал в России. А ведь это была его давняя мечта.

Владимир Косма: Я очень взволнован и нахожусь под большим впечатлением от Санкт-Петербурга. Еще с молодости я мечтал приехать сюда. Когда я учился в консерватории в Бухаресте, мне очень хотелось приехать в Петербург и закончить здесь свое обучение. Для нас студентов тогда это было идеальным учебным заведением. Я стремился увидеть город, в котором писал музыку Римский–Корсаков и Шостакович.

«АиФ-Петербург»: – Скажите, какие композиторы, какая музыка вам импонирует как композитору и как человеку? Русские композиторы, европейские?

Владимир Косма: – Мне всегда очень нравилась французская и русская музыка. Композиторы этих двух стран очень повлияли друг на друга. Равель, Дебюсси, Сен-Санс, Мусорский, Бородин, Стравинский – это мои любимые композиторы. Но мне не слишком нравится немецкая музыка!

«АиФ-Петербург»: – Вы сказали, что вам не близка немецкая музыка, а как вы относитесь к Вагнеру?

Владимир Косма: – Могу сказать, что я не люблю персонажей Вагнера. Я, конечно, ценю его музыку, но 8 часов в опере я не могу провести! 

   
   

Владимиры. Ленин и Путин

«АиФ-Петербург»: – Скажите, в честь кого вас назвали Владимиром?

Владимир Косма: – Мой отец жил во Франции, потом ему пришлось переехать в Румынию. Я родился в Румынии. Мой отец хотел, чтобы что-то напоминало ему о Франции. В то время, когда они с семьей уезжали из Франции, послом был дипломат по имени Владимир. И он дал мне имя в его честь. 

Однажды, когда я уже уехал из Румынии, я давал концерт для русских эмигрантов во Франции. Все они пришли на мой концерт, потому что подумали, что мое русское имя Владимир – признак того, что я из России. (Смеется). Я могу сказать, что мне это имя очень нравится. Например, Владимир Ильич Ленин и Владимир Владимирович Путин! (Улыбается и поднимает большой палец правой руки вверх). А вчера мы проезжали мимо Князь-Владимирского собора…

«АиФ-Петербург»: – Насколько я поняла, посещение Петербурга было вашей давней мечтой. Расскажите, как составлена ваша культурная программа?

Алла Шпанская: – Отвечу, наверное, я? Владимир Косма захотел ощутить атмосферу музыкального Петербурга. Это и Консерватория, конечно, это и музей-квартира Федора Шаляпина. Сегодня мы поедем в Новую Голландию. У маэстро особое отношение к программам культурного смысла. Вместе с тем, его очень интересует советская эпоха 1930-х годов.

«Игрушка» для оркестра

«АиФ-Петербург»: – В России вас знают как композитора, пишущего музыку для кино. Как вы оцениваете современный французский кинематограф. Вам находится там место? Расскажите, над чем вы сейчас работаете?

Владимир Косма: – В данный момент я работаю над двумя фильмами. С Жан-Пьером Мати (автором знаменитого фильма «Амели» – Прим. авт.) и еще одним молодым бельгийским режиссером. Также я пишу материал для музыкальной комедии, которая будет поставлена по фильму «Бум». Премьера этой комедии в театре будет в 2014 году.

«АиФ-Петербург»: – Известно, что в последние годы вы пишите симфонические сюиты, основанные на мелодиях к вашим фильмам. С чем связана эта трансформация?

Владимир Косма: – Когда я пишу музыку для фильма, то знаю, что она будет ограничена по хронометражу – 30 секунд или 1 минута. А сейчас у меня есть возможность развить свои собственные сочинения.

«АиФ-Петербург»: – Какую программу концерта вы привезли петербургской публике?

Владимир Косма: – В концерте прозвучат как известные мои произведения, так и не слишком. Не секрет, что есть ряд моих произведений, которые стали очень популярными, их все хотят услышать. Это будет мировая премьера оркестровой версии музыкальной темы из фильма «Игрушка», которую я создал специально для концерта в России. Будут и арии, написанные для фильмов «Бум-2» и «Дива». Кроме того, будет представлена тема из фильма «Седьмая мишень».

«АиФ-Петербург»: – Вы уже репетировали с нашими российскими солистами – Ириной Матаевой и Дмитрием Смирновым, готовясь к концерту. Как вы оцениваете уровень их профессиональной подготовки?

Владимир Косма:– Если я их пригласил, то это уже что-то значит. К примеру, Дмитрия Смирнова я узнал через его записи, которые мне переслала Алла Шпанская. Я смог оценить его виртуозность. Я верю, что у него будет большое будущее. И также я считаю, что Ирина Матаева – очень очаровательная певица.

«Пишу в толстых тетрадях!»

«АиФ-Петербург»: – Есть ли какой-то секрет у Владимира Косма в написании популярных мелодий?

Владимир Косма: – Да, действительно, у меня есть небольшой секрет. Когда мне было 8 лет я занимался музыкой, мои учителя мне сказали: «Пиши всегда в больших и толстых тетрадях, чтобы ни одна нота не потерялась!» И с тех пор я всегда пишу в толстых тетрадях. Это, наверное, единственная привычка, которую я «перевез» с собой в Париж из Румынии.

«АиФ-Петербург»: – Вы так много работали с разными режиссерами… Что запомнилось вам больше всего, что вдохновляло? И был ли в вашей творческой практике случай, когда ваша мелодия вдохновила режиссера снять фильм?

Владимир Косма:– Обычно я пишу музыку до фильма. Например, как это было с «Приключения Равина Якова». Я написал музыку, и на эту музыку поставили танец. Точно так происходило и с фильмом «Бум» и «Высокий блондин в черном ботинке». Я не могу сказать сейчас, что именно благодаря моей музыке были созданы эти фильмы, но все, что я делаю, это делается заранее.

«Евровидение – это варьете»

«АиФ-Петербург»: – Не было ли у вас такой идеи – привнести в ваше творчество элементы русской национальной музыки? Ведь такие музыканты как Джеймс Ласт, как Поль Мориа практиковали подобные вещи.

Владимир Косма: – Как я уже говорил ранее, с 12 лет начал интересоваться музыкальными жанрами. И меня в принципе интересует любая фольклорная музыка – еврейская, бразильская, американская, русская. На концерте в БКЗ «Октябрьский» будет исполнена одна музыкальная часть под названием «Мишель Строгов» по роману Жюля Верна. И в этой части есть русские мотивы.

Владимир Косма: – Это очень простая для меня музыка и я ее не слушаю. Мне немного нравится варьете, но если говорить о Евровидении, то я уклонюсь от этого вопроса. 

 

Смотрите также: