aif.ru counter
108

«У Бога ничего не пропадает!» Андрей Решетин о роке и внутренней тишине

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. Аргументы и факты - Петербург 10/09/2014
Старинные произведения воспринимаются как невероятный авангард.
Старинные произведения воспринимаются как невероятный авангард. © / АиФ

Попса от классики

«АиФ-Петербург»: - Андрей, почему вы считаете важным возрождение музыки прошлого?

- Это ведь свойственно культуре - вглядываться в собственные корни: чем больше накопал в глубине, тем больше открыл даль. Если говорить о русской музыке, то наивно думать, что в культуре, насчитывающей тысячелетия, всё начинается с композитора Глинки. Хотя старинных нот сохранилось мало, ведь печатать их начали только при Анне Иоанновне, а до этого переписывали от руки, рукописи не найдены. Но я считаю, что у Бога ничего не пропадает, всё может всплыть, даже, казалось бы, ушедшее навсегда. Таких примеров немало. 

«АиФ-Петербург»: - Удивительно, но в Петербурге, где мы, кажется, всё знаем о петровской эпохе, музыка остаётся белым пятном.

- Пётр приглашал в столицу европейских композиторов. И, на мой взгляд, не только для того, чтобы мы знали, что делается на Западе. Скорее, для того, чтобы наше мировоззрение, мироощущение передать в формах европейской культуры. Это стремление говорить на одном языке, ощутить единство христианского мира. Эта традиция продолжалась и после Петра. Многие из приглашённых музыкантов оставались в России навсегда. Наш ансамбль «Солисты Екатерины Великой» особое внимание уделяет музыке первой половины XVIII века, которая писалась и исполнялась здесь, в Петербурге.

На нашем фестивале неоднократно была представлена и русская народная музыка в её аутентичном виде. Это вымирающее явление, её последним носителям - за 80 лет. Но существуют молодые ребята, такие, как ансамбль «СКМ» (старинной крестьянской музыки), которые собирают фолклорные приёмы игры на инструментах.

«АиФ-Петербург»: - Где же вы, современные музыканты, берёте старинные инструменты?

- Есть мастера, которые в состоянии переделывать со-временные инструменты на старинные. Бывают аутентичные копии, например, наш клавесин - копия старого фламандского. 

«АиФ-Петербург»: - Насколько фестиваль востребован публикой?

- За 17 лет существования у публики развился вкус. Интересно, что многие старинные произведения воспринимаются как невероятный авангард! В России идёт развитие. В то время как в Европе, наоборот, некоторое схлопывание фестивалей старинной музыки. Их много, но публика, в отличие от нашей, в основном старшего возраста. Кроме того, когда-то это было открытие забытых имён, произведений, способов игры. Но постепенно всё сводится к «Временам года» Вивальди.

«АиФ-Петербург»: - Можно сказать - к попсе?

- К тому, что имеет коммерческий эффект. Мы же коммерческой цели не преследуем. Большую поддержку оказывает Комитет по культуре: город всё больше осознаёт, что другого подобного фестиваля в России нет, что это лицо Петербурга.

А вот спонсоров из бизнеса находим с трудом. Закрадываются грустные мысли: как же странно, что люди отправляют своих детей учиться Бог знает куда, сами пытаются выстроить жизнь в чуждой для них среде, вместо того чтобы немного вложить усилий здесь, где удивительная почва, удивительные возможности. Можно сделать большое дело для всех. С таким здоровым подходом мы сталкиваемся редко, но случается. 

Началось в «Аквариуме»

«АиФ-Петербург»: - Как вы сами увлеклись старинной музыкой?

- Может, я для этого родился. Ещё мой учитель по классу скрипки в музыкальной школе предсказывал, что я пойду «странным» путём. Я играл в золотом составе группы «Аквариум», с 1987-го по 1992 годы. Вспоминаю об этом как о невероятном счастье. Рок-н-ролл я любил всё больше, но когда начал заниматься старинной музыкой, пришлось сделать выбор. Потому что рок не позволяет достичь той степени внутренней тишины, которая является первоначальным условием для занятий старинной музыкой. Хотя она - не обязательно тихая, она - разная.

«АиФ-Петербург»: - Какие открытия ждут публику на 17-м фестивале?

- Выступление суперзвезды - контр-тенора Франко Фаджоли, он - впервые в России. Мы пригласили Тибо Мерлена, руководителя григорианского хора Парижа. Почётный гость - Пино де Витторио, тенор, который поёт много сицилианской народной музыки. А также оркестр «Сappella de `Turchini», эти люди восстановили огромное количество забытых неаполитанских опер. На фестивале будет петь хор Феодоровского собора. Кстати, 11 сентября концерт пройдёт и в самом Феодоровском соборе на Миргородской улице. Там состоится премьера кантаты «Помилуй мя, Боже» Джузеппе Сарти, капельмейстера Екатерины Второй. Каждый год мы делаем попытки выстроить жизнь человека, пришедшего на концерт, как произведение искусства. То есть чтобы он насладился и музыкой, и архитектурой, и природой, умной беседой. Для этого устраиваем выезды, на этот раз - в Гатчину. В год 250-летия Эрмитажа один концерт проведём там.

«АиФ-Петербург»: - Поиски старинной музыки помогают познавать историю?

- Конечно, и понимаешь, что у нас самая настоящая история, она проламывается сквозь все барьеры и направляет сегодняшний день. Вот нам в Петербурге бывает тяжеловато жить - это на нас так давит наша история, город много чего помнит. И многое от нам ждёт. Ничего не оборвано! И всё у нас в полном порядке.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах