Одной из ярких премьер сезона в Малом драматическом театре стал моноспектакль Быковой «Бабилей» по одноимённому рассказу Фёдора Абрамова. Это первый моноспектакль в истории театра, он уже приглашён на Международный фестиваль «Solo» в Москве.
Волшебство от Додина
«АиФ-Петербург»: - Вера Прокопьевна, моноспектакль - жанр трудный, ведь в одиночку удерживать внимание зала дано не каждому. Как вы решились?
Вера Быкова: - С одной стороны - от того, что мало работы. Чувствовала в себе ресурсы. Ну а толчком послужил моноспектакль актрисы одного из провинциальных театров по тому же Абрамову. Спектакль показался мне эстрадным, поверхностным, «мелким» для такого писателя. Мы ведь в театре Фёдора Александровича хорошо знали, много общались, слава МДТ и началась со спектаклей по его романам «Дом», «Братья и сёстры». Мне кажется, Абрамову нравилось, как я в них играла.
Взять «Бабилей» мне посоветовал Додин. Рассказ я и раньше знала, но он не производил особого впечатления. У Абрамова так много хорошего! Зачитываюсь до слёз. Вникла в «Бабилей» и поняла - какая глубина, все проблемы - сегодняшние, животрепещущие. Очень благодарна режиссёру Наташе Колотовой: мы вместе выстрадали и построили этот спектакль. Хотя говорят, что творчество должно даваться с муками и слезами, а я люблю - когда радостно. Это значит, что попадаю в цель.
«АиФ-Петербург»: - Спектакль принимал, конечно, Додин?
Вера Быкова: - Да, он пришёл на прогон с Валерием Галендеевым. Волновалась ли я? Конечно, в нашем театре моноспектакль - новая форма, не было такого способа выражения. А для меня он оказался естественным. Додин, как волшебник, подправил финал: так, как я чувствовала, но не знала способа выразить.
Публика на носу
«АиФ-Петербург»: - Находит ли Абрамов отклик в сердцах современных зрителей?
Вера Быкова: - На Камерной сцене, где играю спектакль, публика сидит совсем рядом, буквально на носу. На премьере зритель «зажал» меня в это пространство, видела каждое лицо. Казалось, что на одном - недоумение, на втором - пренебрежение, третий прячет глаза - «не тронь меня»… Постепенно зритель увлёкся и стал «моим». Радует, что на каждом спектакле вижу - лица меняются, светлеют. Какими зашли и какими вышли - большая разница. Многие плачут. После спектакля говорят, что потрясены, что уже забыли обо всём этом: о русском театре, какой он должен быть, о нашей литературе.
«АиФ-Петербург»: - Удивительный мы народ: такие писатели, такое богатство, а - забываем, не пользуемся!
Вера Быкова: - Мы раньше - в конце 50-х, в 60-х годах много читали, было стыдно, если какой-то роман пропущен. Передавали друг другу журналы, зачитывали до дыр, в очередь стояли.
С оттепелью ведь пошёл поток прекрасной литературы: стали писать о судьбе человека, а не о победах и пятилетках. Все стремились освободиться от фальши. Появилась мощная «деревенская проза».
И Абрамову, и Астафьеву удалось рассказать «о доме», который строится в душе. Сейчас вот возводят замки на Мальдивах и Кипрах. Спят там, едят, купаются в бассейнах, жарят телеса на солнце. А смысл? Деньги? Накупить всего?
А ведь раньше дом строился, чтобы жить в нём вместе, а не отгораживаться заборами. Даже двери в деревнях не запирали. Открытая душа была… Хотя, понятно, что со своими бедами, пьянством, безобразием. Не существует добра без зла, но отношение к добру и злу должно быть определённым. Добро выше. Красота - выше. А сейчас над добром даже насмехаются.
И родины начинают стыдиться. Мы сами во всём этом виноваты. Своей пассивностью. Всё недовольны, считаем, что нам кто-то что-то должен. Совесть должна быть - и у человека, и у государства.
Смотрите также:
- «Комедианты»: «Режиссер отражает время, обращаясь к классике» →
- Наталья Кутасова: «Актёрское искусство - не соревнование» →
- Время "нельзя" ушло! →