Санкт-Петербург, 23 июня - АиФ-Петербург. Уже многие годы 87-летний маэстро живёт в Париже, но недавно он побывал в Петербурге - театр «Карамболь» предложил Зацепину написать музыку к мюзиклу «31 июня».
Зады капитализма
- Если помните, был фильм «31 июня» с моей музыкой, - рассказывает Александр Сергеевич. - В мюзикл войдут только шесть песен оттуда, всё остальное буду писать заново… Помню, как 35 лет назад, в 1978 году, принимали этот фильм. Чиновники сделали более 30 замечаний. Режиссёр Квинихидзе чуть в обморок не упал. Про музыку они сказали: «Аранжировки - это зады капитализма. И всех певцов - заменить!» Но директор студии, ничего не меняя, послал картину на государственные дачи. А там всем понравилось, поэтому фильм и вышел. Так же, как «Бриллиантовая рука»: если бы не посмотрел Брежнев, лежала бы на полке.
АиФ-Петербург: - Почему вы больше работали для кино, чем для эстрады?
- Меня и сейчас спрашивают, почему не пишу песен. А с кем? Когда-то сотрудничал с поэтами Дербенёвым, Энтиным, Рождественским… Найти исполнителя - тоже проблема. Ну и надо же песню популяризировать. На телевидении, чтобы она прозвучала, требуется каждый раз платить пять тысяч долларов.
В советское же время были сплошные придирки. А вот если песня прозвучала в картине, то её и в эфир выдавали. Для музыки фильм был плацдармом: хит люди запоминали и сразу же начинали играть по всем ресторанам.
А сейчас и кино нашего нет, и исполнителей… Хотя я писал музыку для некоторых сериалов.
АиФ-Петербург: - Раньше мы, действительно, знали музыку из фильмов. Но вот вы сказали о сериалах, а мы и не в курсе, что к ним написал музыку «сам» Зацепин.
- Сейчас эта работа неблагодарная. Для 16 серий «Лекарства против страха» написал более двухсот музыкальных номеров. А в картине музыка практически не звучит. Она вся подложена под разговоры, зритель её не
воспринимает.
Ремикс «Кавказской пленницы»
АиФ-Петербург: - Как вы считаете, почему сегодня не появляются новые яркие исполнители?
- Современную российскую эстраду я знаю плохо. А насчёт исполнителей - это же синусоида. Она давно пошла вниз. Значит, скоро пойдёт вверх, народится кто-то… Да это во всём мире сейчас так, и во Франции ярких звёзд нет. «Фабрика звёзд» новых талантов не открывает. Кстати, мы в России ничего своего не создаём - та же «Фабрика» или «Голос» - это же зарубежные проекты. Или вот, вслед за Западом, стало модно делать ремиксы в кино. Мне недавно предложили создать ремикс «Кавказской пленницы». Но зачем, ведь лучше не сделаешь?!
АиФ-Петербург: - Давно хотела у вас спросить: «Постой, паровоз» - это ваша песня или лагерная? Есть разные версии…
- Мне её напел Юра Никулин, а я немного переделал и аранжировал. Это, действительно, зэковская песня годов двадцатых. А лет 15 назад нашёлся жулик, который бездоказательно утверждал, что он - автор стихов, а потом заявил, что и музыки. И обратился в Агентство по авторским правам за гонорарами. Когда я возмутился, он от киноварианта отказался, а от всего остального - нет.
Высмеять президента
АиФ-Петербург: - Сейчас в России много рассуждают о том, что мы перестали любить свою страну. Вы живёте во Франции. Французы - патриоты?
- Они свою страну очень любят, но, к примеру, при малейшем подорожании начинаются протесты. А у нас ежегодно на 20% жизнь дорожает, а народ молчит.
АиФ-Петербург: - Зато у нас много говорят о том, что народ живёт бедно, что надо ситуацию менять…
- Говорить-то говорят, а действий нет. И ещё здесь очень чувствуются ограничения, которые накладывают на свободу слова. В той же Франции по телевидению идут очень жёсткие программы, президента и чиновников открыто критикуют и даже высмеивают. И обратите внимание, как в фильмах они любят иронизировать над полицейскими… да и над кем угодно.
АиФ-Петербург: - А насколько во Франции популярно российское искусство?
- И двух часов не проходит, чтобы по радио не звучал Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович. И балет наш любят.
Мог быть миллионером
АиФ-Петербург: - Как часто вы бываете на родине?
- Половину года живу во Франции, половину - в России.
АиФ-Петербург: - Правда ли, что в Париже вам пришлось подрабатывать игрой на аккордеоне?
- Да, в 1984 году. Я жил во Франции, но имел советский паспорт. Когда собрался возвращаться, в посольстве сказали, что документы будут готовы через два месяца. А потом назвали новый срок - год! Что делать? Работы нет, денег нет. Устроился в кафе играть с 12 ночи до семи утра. А днём я спать почти не мог. Так за три недели заработал анемию, еле ходил. Правда, французские врачи, хоть у меня не было страховки, поставили на ноги. Но с тех пор раз в месяц мне нужен укол витамина B12, потому что организм перестал его вырабатывать.
АиФ-Петербург: - А как сейчас там живёте?
- Знаменитый композитор Франсис Лэй мне говорил, что если бы в их стране я написал мелодии к стольким фильмам, был бы миллионером. Во Франции прослеживается любое использование произведения, и автору поступают гонорары. У нас же авторские получаешь только за концерты на значимых площадках, вроде Кремлёвского дворца. Остальное практически неуловимо. Я зарабатываю музыкой к сериалам. А российскую пенсию не получаю.
АиФ-Петербург: - Вы писали музыку исключительно к лирическим фильмам и комедиям. Это соответствует вашему оптимистическому взгляду на жизнь?
- По натуре я оптимист, человек незлопамятный, разочарования и неудачи всегда стараюсь забыть. Люблю голубое небо, солнце, воду, травку… Правда, когда работаю, не замечаю, какая погода.
Смотрите также:
- Любимец Билла. Игорь Бутман играл для президентов, но предпочитает простой народ →
- Юрий Каплан («Валентин Стрыкало»): «Я трэшить перестал и мне хорошо» →
- Духовской уходит в подполье →