Еда в искусстве. В Петербурге открылась выставка «Приглашение к обеду»

«Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея», так называется экспозиция, открывшаяся в корпусе Бенуа. На ней представлены более двухсот произведений, вызывающих аппетит. 

   
   

Редиска от Татлина

Для ценителей будет любопытно увидеть знаменитых художников в малоизвестном качестве. К примеру, конструктивист Владимир Татлин предстанет автором вполне реалистичных натюрмортов «Редиска» и «Лук». Из запасников музей извлёк редко экспонирующиеся работы мастеров с мировыми именами: Петрова-Водкина, Лентулова, Васнецова, Пластова. Но, как подчёркивает Евгения Петрова, заместитель директора музея: «Мы собирали выставку не по именам, а по работам. Поэтому публику ждут встречи с прекрасными произведениями совершенно неизвестных мастеров, особенно - современных. И ещё: выставка, конечно, не про еду. Мы показываем пищу как художественное явление, в котором отразилась история».

Истории посвящён первый зал. В витринах - столовая посуда Древней Руси, вышитые полотенца, серебряные чарки, стаканы XVII века, принадлежавшие знати. Невероятной роскошью сервировки и разнообразием блюд отличались боярские пиры - представление об этом можно получить, рассматривая огромную картину Маковского «Поцелуйный обряд».

В этом же зале - картины, на которых можно увидеть чаепития в дворянских домах. Не забыты и крестьянские трапезы. Конечно, они скромные, но по русскому обычаю гостя надо было потчевать с усердием, из-за чего угощение могло превратиться в пытку. Об этом знают даже школьники, которые учили басню Крылова «Демьянова уха». Ну а художника Попова басня вдохновила на создание одноимённой картины.

Смотрите также: 5 рецептов ухи по-петербургски

Герой - «Оливье»

Все следующие залы - это уже не хронология, а «отделы», как в магазине: «Мясо», «Рыба», «Хлеб», «Сладости» и т. д. Здесь смешались работы мастеров разных жанров и эпох: кулинарная тема никогда не теряла актуальности. А фантазию художники проявляют такую, что диву даёшься. Вот совершенно натурального вида бутерброды из… ткани, а поблёскивающие маслом шпроты оказываются вышивкой! Вот в фарфоровой тарелке пельмени с укропчиком - тоже из фарфора, а как «живые». Студень так и хочется попробовать, но он из оргстекла. Гимн закуске - гигантский огурец в рассоле, к сожалению, тоже не натуральный. Зато как красивы кочан капусты из стали, керамические куски арбуза, борщ-свекольник из текстиля и даже гигантская тушка курицы из чёрной кожи, парящая в воздухе. Салат «Оливье» стал героем сразу двух живописных полотен.

А яичница представлена интерактивно: она крутится вместе с пластинкой лампового приёмника «Латвия» выпуска шестидесятых годов. Если настроить ручки приёмника, можно услышать утреннюю беседу мужа и жены о любви… к яичнице. 

   
   

В конце XIX-начале ХХ веков самые известные художники не гнушались оформлять ресторанные меню, превращая их в произведения искусства: Васнецов, Бенуа, Билибин… Содержание меню - особая песня: заливное из жаворонков, котлеты из лосося по-сибирски, парфе «Нева»…

В витрине размещены старинные фотографии: Лев Толстой за чаем, гости у Шаляпина. А вот и Брежнев после охоты за пиршеством на природе. Во всех залах представлены рецепты старинных блюд, так что в предновогодние дни здесь можно почерпнуть идеи для праздничного стола. А в каникулы - прийти в музей с детьми, возможно, выставка разбудит в них аппетит к искусству. Экспозиция открыта до середины февраля.

Смотрите также: