29 октября на сцене БДТ им. Г. Товстоногова состоится премьера балета «Спящая красавица» Театра балета им. Л. Якобсона в постановке знаменитого французского хореографа Жана-Гийома Бара.
Елена Петрова: - Месье Бар, в Петербурге «Спящая красавица» идёт вот уже 126 лет, с тех пор как в Мариинском театре балет поставил ваш соотечественник Мариус Петипа. В чём особенности вашего спектакля?
Жан-Гийом Бар: - Я хочу посмотреть на эту историю глазами ребёнка, выстроить отношения даже второстепенных персонажей. Так, сочинил «предпролог», который объясняет причину ненависти злой феи Карабос к принцессе Авроре.
- Как вам работалось с русской труппой?
- Поначалу мне показалось, что русские работают медленнее, чем французы. Да ещё и языковой барьер… Но мы всё это преодолели, теперь артисты - мои единомышленники. Была и ещё проблема: русские не владеют французской балетной школой, но постепенно они и с этим справились!
- А чем отличаются русская и французская школы?
- Русская очень изменилась, а французская - мало. В русский балет вошёл спорт с его чрезмерной растяжкой, с тем, что нога балерины поднимается «к уху». Техника всё больше базируется на современной гимнастике, атлетическая работа замещает выразительность, язык хореографии становится более бедным. Для меня Ульяна Лопаткина - балерина, которая остаётся верна старой школе. И в ней чувствуется русская душа.
Во французском балете мощной экспансии спорта нет. По-прежнему ценятся маленькие быстрые шаги, виртуозная работа стопы. У нас гораздо более сдержанный стиль, направленный в сторону элегантности, благородства жестов.
- Сказка Шарля Перро остаётся во Франции популярной?
- Да, так же, как сказки о Золушке, Белоснежке. Но во Франции эти героини известны, скорее, по диснеевским мультфильмам. Родители усаживают детей перед телевизором, а не читают им книжки. Это печально, потому что не развивает воображения. Здесь балет может сыграть свою роль.
- А какую роль сыграет ваш спектакль для российской публики?
- Этот спектакль - как бокал дорогого французского шампанского. Мне бы хотелось, чтобы публика проявила вкус, ведь «Спящая красавица» - отсылка к эпохе Людовика XIV, расцвету Версальского замка. Дело не в том, какая представлена балетная школа. Чувства танцовщиков, направленные наружу, - вот что может захватить зал, заставить сопереживать.
Смотрите также:
- Юрий Смекалов: «В балете движение - не первостепенно. Важнее – идея» →
- «Я – бетховенского типа». Борис Эйфман о новой книге и юбилее театра →
- Юрий Смекалов: «Через красоту человек становится внутренне чище» →