Звёзды сошлись
- Юрий, вы собрали в своём спектакле мировых звёзд балета. Обычно артисты такого уровня в антрепризах не участвуют. Почему для вас они сделали исключение?
- Да, у нас получилась межконтинентальная антреприза, но спектакль так и задумывался. Идея балета о Фриде Кало родилась в Германии, где я был на операции, а жил у друзей - солистов «Штатс балет Берлин» Элисы Кабрера и Михаила Канискина. Элиса - мексиканка, мы много говорили о связях наших стран, особенно сильных во времена Кало, потому что тогда в Мексике бродили революционные настроения. Ну а Элиса, кроме того, что она потрясающая балерина и красавица, буквально созданная для роли Кало, ещё и культурный посол Мексики в Европе. На родине в честь Элисы назван огромный культурный центр, где мы и показали премьеру.
Танцевали звёзды «Штатс балет Берлин» и Мариинского театра. Многих из них публика увидит и в Александринке.
- О жизни Кало российский зритель узнал из американского фильма «Фрида». Насколько для вас было важным отразить в спектакле её удивительную биографию?
- Я не хотел делать биографический спектакль, скорее - показать фрагменты судьбы и оживающие на сцене картины художницы. Впрочем, есть и реальные персонажи. Кроме самой Фриды, это её муж - знаменитый Диего Ривера (его партию танцует Михаил Канискин) и даже Лев Троцкий (Владимир Шкляров).
Музыку к спектаклю написал наш петербургский композитор Александр Маев, интересно, что заканчиваться балет будет… песней. Элиса прекрасно поёт, что и продемонстрирует после двух актов сложнейших танцев.
- Знаю, что балет вы создали за два месяца, но на то, чтобы привезти его в Россию, ушло два года.
- Да, вновь собрать воедино этот колоссальный проект оказалось сложно. Артисты - в разных странах, декорации в Мексике, костюмы в Берлине. Но мной владело чувство долга, считал, что обязан показать этот спектакль в России. Под эту историю создал в Петербурге специальное творческое объединение. Надеюсь, оно будет и дальше искать и объединять таланты, давать им возможность реализации, даже создавать спектакли «под ключ», от идеи до воплощения, а потом предлагать готовый продукт театрам.
- Но зачем вам всё это надо, вы ведь танцуете в Мариинском театре, завоевали извест-ность как хореограф, поставили балет даже в Большом театре!
- Хочется не только собственной реализации, но и делиться тем, что знаю и умею, ведь из этого вырастает будущее. Мне интересно пробовать новое, раздвигать собственные горизонты. Только это даёт человеческий и творческий рост. А иначе развитие прекратится, и будешь работать только на собственное благополучие, в чём для меня нет смысла. В наше время только культура может улучшить состояние общества.
Светлые идеи
- Насколько в балетном спектакле важны идеи, мысли?
- Важны не всегда. Много примеров других, при этом - удачных. Талантливые танцовщики и хореографы работают настолько феерично, что даже если мысли и нет, всё равно здорово. Но когда ты видишь, что есть ещё и идеи - это воспринимается по-другому. Тем более что русская нация думает, может быть, больше, чем другие. Поэтому и мысли должны быть, и образное прочтение - тогда это затрагивает соотечест-венников.
Хотя современное искусство строится на том, что «нравится, не нравится - это твоё личное дело». Для кого-то главное - эпатировать, чтобы у зрителя возникла хоть какая-то эмоция, даже отрицательная.
Но я сторонник того, что идея должна быть светлой. Балет - это высокая эстетика, и через красоту человек становится внутренне чище.