В эти дни в городе на Неве проходит Всемирный фестиваль балета. Петербург выбран местом проведения мероприятия неслучайно: многие звезды балета родом из Северной столицы. Еще в конце XIX – начале XX века он считался столицей этого сценического искусства. Петербургские танцоры были недосягаемы в плане мастерства, а гастроли русских балетных трупп под руководством Сергея Дягилева проходили за границей с бешеным успехом. Все изменилось в 1917 году с приходом к власти большевиков. Русский балет не смог подстроиться под новый режим, когда театр стал ориентирован на пролетариат. Большинству танцоров пришлось уехать за границу, где публика превозносила их.
SPB.AIF.RU вспомнил пять звезд русского балета, которые эмигрировали за границу и были незаслуженно забыты на Родине.
Матильда Кшесинская
Матильда Кшесинская была примой Мариинского театра на протяжении многих лет. Несмотря на то, что в балетной школе Кшесинскую прозвали «коротконогой» за ее маленький рост – всего 153 см – в танце балерине не было равных. Публика полюбила приму именно за виртуозную технику ног. Балерина стала первой танцовщицей, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. Она танцевала в известных балетах «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Баядерка».
Кшесинская была вхожа в царскую семью. На протяжении трех лет у нее был роман с цесаревичем Николаем Александровичем – будущим императором Николаем II. После помолвки Николая с Александрой Гессенской Кшесинская была любовницей других членов августейшей фамилии.
Когда грянула февральская революция 1917 года, особняк Кшесинской заняли большевики. Бывшей возлюбленной императора Николая не приходилось рассчитывать на снисхождение представителей новой власти. Кшесинская вместе с будущим мужем великим князем Андреем Владимировичем и сыном была вынуждена уехать на юг России, а в 1920 году эмигрировала во Францию, где продолжала выступать еще несколько лет. В Париже Кшесинская открыла балетную школу, куда приезжали учиться танцовщицы изо всех уголков Франции. В 1960 году в Париже вышло издание мемуаров балерины, которые были переведены на русский язык лишь спустя 32 года после смерти Матильды.
Анна Павлова
Анна Павлова танцевала партии в балетах «Щелкунчик», «Жизель», «Конек-Горбунок», «Шопениана» и «Раймонда» в Мариинском театре. Стать примой-балериной Павловой мешал успех Матильды Кшесинской, несмотря на то, что Анна была на десять лет моложе конкурентки.
Известно, что именно с Павловой в русский балет вошел образ невесомых и тоненьких балерин – до этого все танцовщицы были далеко не худышками. Миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала символом всего русского балета XX столетия. Анна приобрела мировую известность, гастролируя за границей в труппе Сергея Дягилева. В Австралии в честь нее даже назвали пирожное, которое и по сей день подается в кондитерских страны. С началом Первой мировой войны балерина уехала в Англию, где была очень популярна до самой смерти. Павлова скончалась от пневмонии. Считается, что ее последними словами были: «Принесите мой костюм лебедя».
Тамара Карсавина
Тамара Карсавина исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Петрушка», «Жар-птица» и других. Балерина пользовалась большим успехом у публики, но не смогла подчиниться большевистской власти, и в 1918 году эмигрировала в Лондон.
Сначала волна признания в Великобритании захлестнула Карсавину. Она стала звездой лондонского балета, а после ухода со сцены была избрана вице-президентом Королевской Академии Танца в Лондоне. Писательница Агата Кристи увековечивала Карсавину в своем рассказе «Таинственный мистер Кин». Однако после смерти мужа-дипломата балерина стала никому не нужной. Она умерла в Лондоне в нищете в возрасте 93 лет.
Вацлав Нижинский
Артист балета Вацлав Нижинский имел головокружительный успех в Петербурге. Он танцевал со всеми ведущими балеринами того времени: Матильдой Кшесинской, Анной Павловой, Тамарой Карсавиной.
Нижинский прославился своей способностью преодолевать в прыжке огромные расстояния и надолго зависать в воздухе. За эти качества он получил прозвище «человек-птица». В 1911 году его с позором выгнали из Мариинского театра: на балет «Жизель» танцовщик вышел в одном трико без шорт, которые надевались поверх. В зале присутствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая устроила скандал из-за внешнего вида артиста.
Бедствовать артисту не пришлось: благодаря гастролям с «Русскими балетами» Сергея Дягилева Нижинский он получил всемирное признание. Известно, что артист имел интимную связь с Дягилевым. Театральный деятель был так привязан к Нижинскому, что после известия о женитьбе артиста на венгерской танцовщице сделал все, чтобы прервать карьеру Вацлава. Путь на сцену для него был закрыт.
Вместе с женой и дочерью Нижинский уехал в Швейцарию в 1917 году. Здесь он пытался начать свою деятельность в качестве хореографа и преподавателя танцев, но все закончилось провалом. Из-за череды неудач и проблем Нижинский заболел шизофренией, которая не покидала его до самой смерти в 1950 году.
Михаил Фокин
Михаил Фокин начал свою творческую деятельность с выступления в балетах Мариинского театра, но всеобщее признание он получил уже в качестве хореографа.
Фокин считается основателем классического романтического балета. Он поставил балеты «Дафнис и Хлоя», «Египетские ночи», «Виноградная лоза», «Петрушка» и знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь». В начале XX века Фокин ушел из Мариинского театра из-за ограничения его творческих идей. В 1918 он эмигрировал в Швецию, а оттуда через год – в США. Переезд великого хореографа стал ключевым событием в жизни американского балета. В 1921 году Михаил Фокин открыл первую в США балетную школу. Всего за свою жизнь хореограф поставил 70 балетов.