Почему Джордж Доу?
Сегодня здесь находятся триста тридцать два портрета военачальников русской армии - участников кампаний 1812-1814 годов. Они начались вторжением французских войск в Россию и через два года окончились победоносным вступлением русской армии в Париж. Со стен Эрмитажа на нас смотрят красивые мужественные лица: Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Раевский, Тучков, Кутайсов, Дохтуров, Ермолов, Неверовский и многие другие славные сыны России.
Эти портреты на протяжении девяти лет (1819-1828 гг.) писал английский художник Джордж Доу и его помощники - Александр Поляков и Василий Голике. Но почему отечественных полководцев, гордость нации и армии, нарисовал по заказу царя иностранец, а не русский портретист, каких в стране тогда было немало? Да ещё специально для этого приглашённый из Англии? Историки до сих пор спорят по этому поводу, однако большинство считают: отдав предпочтение знаменитому иностранцу, Александр I думал, прежде всего, о политической выгоде.
Так, Доу к тому моменту уже прославился портретами английских генералов, выигравших легендарную битву при Ватерлоо. Художник был настолько популярным, что его пригласили в Ахен на «саммит» глав союзных стран в войне с Наполеоном, где утверждались новые границы Европы. Живописец должен был увековечить важных особ, дипломатов, государственных деятелей. Именно в то время Доу познакомился с Александром I. Скорее всего, работы художника, а также его личное присутствие на столь важной встрече и натолкнули императора на мысль о создании портретной галереи своих полководцев. Возможно, ему хотелось, чтобы та же кисть, которая прославила героев Англии, воспела и русских военачальников. Всю Россию перед Европой и миром.
Как бы то ни было, весной 1819-го, по приглашению монарха, пообещавшего маэстро, как подтверждают источники, поистине царский гонорар, Джордж Доу приехал в Санкт-Петербург.
Сказать, что российская творческая элита встретила художника враждебно, значит ничего не сказать. Многие известные люди того времени посчитали оскорбительным, что создание пантеона русской славы поручено неизвестному в России иностранному живописцу. Однако Доу ни на что не обращал внимания. Специально один из залов Зимнего дворца был отдан ему под мастерскую, и художник сразу приступил к работе.
По свидетельствам очевидцев, он трудился на одном дыхании, быстро и неистово. Каждые три-четыре дня появлялся очередной портрет. Современники отмечали, что художник мгновенно схватывал суть образа, вскоре портрет становился узнаваемым - сходство было поразительным, и это всех удивляло. Тогда многие герои здравствовали, и он писал их с натуры. Умерших изображал по сохранившимся свидетельствам, рассказам очевидцев. Поражает обилие ракурсов - фас, сбоку, сзади с поворотом тела, головы; разный взгляд - вверх, вниз, вбок. Правда, вскоре Доу понял, что такой заказ в ограниченные сроки в одиночку исполнить сложно и попросил выделить несколько помощников. Так с ним вместе стали работать талантливые молодые мастера - Александр Поляков и Василий Голике.
Триумф наступил 25 декабря 1826 года. В присутствии императора Николая I, его семьи и ближайшего окружения, большой группы прославленных генералов, изображённых на холстах, зарубежных гостей состоялось официальное открытие постоянно действующей Военной галереи Зимнего дворца. Присутствующие увидели 332 портрета героев Отечественной войны 1812 года и 12 лепных венков за блистательные победы русской армии в войне с Наполеоном. Части войск петербургского гарнизона торжественным маршем прошли по площади мимо дворца. Труд художника был отмечен высокой наградой Российской империи, а вскоре он получил звание «первого портретного живописца Его Императорского Величества».
Ни один портрет не пострадал!
В первозданном виде галерея просуществовала почти одиннадцать лет. Пожар, начавшийся в Зимнем дворце вечером 17 декабря 1837 года и бушевавший трое суток, уничтожил декоративное убранство всех залов, в том числе и галереи. Однако ни один портрет не пострадал - они были вынесены гвардейскими солдатами, самоотверженно спасавшими работы от огня.
В советское время собрание пополнилось четырьмя портретами чинов роты дворцовых гренадеров - особой части, сформированной в 1827 году из ветеранов Отечественной войны и нёсшей почётную караульную службу во дворце. Портреты написаны с натуры Д. Доу в 1828 году. Для нас они интересны как редкие изображения рядовых участников войны 1812-1814 годов, героев-солдат. В последующей истории галерея была заново отделана по чертежам архитектора В. Стасова. В этом виде она сохраняется и сейчас.
Кто представлен в коллекции
В галерее представлены 332 портрета героев. Все - выдающиеся личности. Вот только некоторые из них.
(1761-1818)
Генерал от инфантерии, военный министр, главнокомандующий 1-й Западной армией. В сражениях за Отечество получил шестнадцать ранений, из них два тяжёлых. Вдохновлённый портретом Доу, Пушкин посвятил ему стихотворение «Полководец».
Василий Костенецкий
(1769-1831)
Герой Отечественной войны 1812 года. Возглавил артиллерию русской армии в Бородинском сражении после героической гибели генерала Кутайсова. Активный участник сражений с Наполеоном под Аустерлицем, Фридландом, Смоленском, Бородином, Малоярославцем, Парижем. Человек легендарного мужества. Награждён многими русскими и иностранными орденами. Трижды за свои личные подвиги представлялся к Золотым шпагам «За храбрость».
Дмитрий Дохтуров
(1756-1816)
Генерал от инфантерии, участник почти всех сражений, которые произошли в конце XVIII и начале XIX веков. Герой Отечественной войны 1812 года. Командир 6-го пехотного корпуса армии Барклая-де-Толли. Достойно заменил тяжело раненного в Бородинском сражении Багратиона и не позволил французам прорвать русскую оборону на участке его
армии.
Александр Тучков
(1777-1812)
Прославленный генерал, один из пяти братьев Тучковых, генералов русской армии. Погиб в Бородинском сражении со знаменем в руках во время контратаки против французов.
(1771-1813)
Генерал-лейтенант, командир 27-й пехотной дивизии. Прославился в августе 1812 года, когда его дивизия в 10-часовом непрерывном бою задержала на сутки всю армию Наполеона в 190 тысяч солдат, рвавшуюся к Смоленску. Геройски погиб под Лейпцигом в «битве народов» в октябре 1813 года, похоронен в Германии в г. Галле. В 1912 году по повелению Николая II его прах перевезён в Россию и с воинскими почестями предан земле на Бородинском поле.
(1771-1829)
Прославленный генерал от кавалерии. Участник войн с персами, шведами, турками, поляками и многократно с французами. Человек высочайшего личного мужества. Награждён двумя Золотыми шпагами «За храбрость», многими русскими и иностранными орденами.
(1784-1812)
В 22 года - генерал-майор. Блистательный артиллерист. Герой сражений при Голымине, Прейсиш-Эйлау, Фридланде, Смоленске. При Бородино - командующий всей артиллерией русской армии. Геройски погиб на поле боя в Бородинском сражении.
(1777-1861)
Легенда 1812 года. Его награждал ещё сам Суворов. В войну 1812 года - начальник штаба 1-й армии Барклая-де-Толли, генерал-лейтенант. В 1813-1814 годах - начальник артиллерии всех армий (России, Австрии, Пруссии). Командир Гвардейского корпуса, впоследствии - генерал от инфантерии и генерал от артиллерии. Друг Грибоедова и Пушкина. С августа 1812 года - главнокомандующий русской армией, позднее - главнокомандующий русско-прусскими войсками. Похоронен в Орле, в особом приделе Свято-Троицкой кладбищенской церкви, сооруженным в 1867 году на средства, выделенные императором Александром II в память великих заслуг генерала Ермолова. Рядом с ним покоятся его отец Пётр Алексеевич, сын Клавдий Алексеевич и невестка Варвара Николаевна (жена Клавдия). На одной из стен могильного склепа вделана доска с простой надписью: «Алексей Петрович Ермолов, скончался 12 апреля 1861 года».
При подготовке использованы материалы из открытых источников.
Смотрите также:
- «Заноза» для Наполеона. За что завоеватель не любил генерала Раевского →
- Загадка 1812 года. Почему Наполеон не пошёл на Петербург? →
- Смелость на грани безрассудства →