Примерное время чтения: 5 минут
940

Загадка 1812 года. Почему Наполеон не пошёл на Петербург?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Петербург 20/06/2012
Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. А. Шепелюк (1951)

 

Герои сражений

Нередко возникает вопрос, почему Наполеон не пошёл на Петербург?

Такие планы существовали, на столицу был нацелен корпус маршала Макдональда. В Петербурге уже шли приготовления к эвакуации. Однако на самых дальних подступах, в Белоруссии, в июльском сражении у села Клястицы русские войска под командованием генерала Петра Витгенштейна разбили французов. Тогда Наполеон решил повременить с взятием столицы. Император Александр I назвал Витгенштейна «Спасителем Петербурга».

Однако в городе нет ни памятника, ни мемориальной доски в его честь. Те, кто интересуется историей, могут увидеть портрет генерала в «Военной галерее 1812 года» в Зимнем дворце. Задумал галерею Александр, но открылась она уже при Николае Первом в 1826 году. Здесь представлено более трёхсот изображений генералов и фельдмаршалов. Подавляющее большинство написано одним художником - специально приглашённым в Россию англичанином Джорджем Доу. Он творил быстро и виртуозно, однако на работу ушло более 10 лет. 150 портретов написаны с натуры, 150 - по гравюрам, поскольку герои уже умерли. 13 рам пустуют: они подписаны, но изображения людей найти не смогли.

Конечно, главный портрет - императора Александра I. Рядом с ним - самые достойные. Общий принцип размещения: чем ближе к императору, тем больше у человека заслуг. Так, правой рукой Александра был граф Милорадович. Но отважный генерал был убит не на поле брани, а на Сенатской площади выстрелом Каховского 25 декабря 1825 года. А вот князь Багратион погиб так, как подобает воину, - он был смертельно ранен в битве при Бородине. Портрет Дениса Давыдова - парадный, в генеральской форме. Но во время войны он отрастил бороду, надел тулуп и сражался как партизан. Кстати, Наполеон возмущался, что такая война - не по правилам, нельзя вовлекать население. Он не понимал, что народ сам поднялся на защиту отечества. Граф Остерман-Толстой - один из предков Льва Толстого.

В битве при Кульме граф потерял руку, её ампутировали прямо на поле боя. Тогда же появилась новая награда - Кульмский крест. Первоначально его изготавливали из трофеев - металлических касок французских кирасир. Сейчас в Эрмитаже хранится два таких креста. Ну а вдохновителем Льва Толстого на написание «Войны и мира» стал ещё один герой, чей портрет помещён в галерее: это самый молодой генерал того времени князь Сергей Волконский - прототип Андрея Болконского.

Недалеко от императорского - и портрет графа Аракчеева. Он не участвовал в сражениях, но именно ему было поручено составлять списки героев. Граф не постеснялся включить себя. Современники роптали, «показывали пальцем», но Аракчеев остался.

Главный герой войны - фельдмаршал Кутузов изображён в полный рост. В 1812 году ему было уже 67 лет, и 10 из них Михаил Илларионович был в отставке. Император призвал его возглавить войска в августе, после сдачи Смоленска. До Кутузова главнокомандующим был Барклай-де-Толли. И его портрет - в полный рост. Пушкин так оценивал роль обоих главнокомандующих: «Вот зачинатель Барклай, вот продолжатель Кутузов».

В галерее есть и картины, изображающие главные сражения войны. Конечно же, это битва при Бородине, во время которой погибло около 90 тысяч человек. Даже по современным меркам это было одно из самых кровопролитных сражений: каждый час погибали шесть тысяч человек. Заключает экспозицию «Переправа через Березину» - бесславный отход французских войск в декабре 1812 года. С тех пор во французском языке существует слово «березина», означающее полную катастрофу.

Честь - полководцам

У Казанского собора установлены памятники Кутузову и Барклаю. Сам собор тоже можно отнести к мемориальным - отсюда, после торжественного молебна, Михаил Илларионович выехал к войскам. Здесь же он был похоронен в 1813 году. А для сооружения памятников объявили конкурс, в котором победил скульптор Борис Орловский, вышедший из крепостных крестьян. Орловский сумел добиться максимального портретного сходства и передать суть характеров обоих фельдмаршалов. Кутузов - стремительный и одухотворённый, Барклай - грустный и задумчивый. Тот же Пушкин считал роль Барклая в войне недооценённой. Дело в том, что, когда войска отступали под его руководством, в обществе сваливали вину на «этого немца». А когда план отступления, разработанный Барклаем, продолжил Кутузов - в нём видели спасителя.

Орловский изобразил полководцев с маршальскими жезлами в руках. Кутузов держит жезл в правой, а Барклай - в левой, поскольку в правую руку он был ранен, и она плохо его слушалась.

Во время Великой Отечественной войны эти памятники, в числе немногих, не были убраны и даже замаскированы. Когда красноармейцы проходили мимо полководцев, они отдавали им честь.

Но, пожалуй, самый грандиозный памятник войне 1812 года - Александровская колонна на Дворцовой площади. Интересно, что её автор - француз Монферран. Одной из его задач было установить колонну, превышающую Вандомскую в Париже, воздвигнутую в честь Наполеона. Монферран создал монумент выше всех существующих монолитных колонн в мире. На постаменте надпись: «Александру I благодарная Россия» и барельефы, прославляющие победу русского оружия.

Скульптуру ангела, венчающую колонну, выполнил тот же Борис Орловский. Своей высотой она превосходит скульптуру Наполеона на Вандомской колонне. По легенде, лицу ангела Орловский придал черты императора Александра. Ангел держит в левой руке крест, правую воздевает к небу, а ногой попирает змия: враг раздавлен, Россия принесла Европе мир и покой.

Этот памятник дополнил композицию арки Главного штаба - колесницу Славы, которая также посвящена победе в войне 1812 года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах