В «Эрарте» открылась выставка фотографий «Глазами клоуна: портрет Анвара Либабова». Нелепый персонаж в очках с толстыми линзами предстаёт то комичным, то полным драматизма и лирики.
Размытый мир
Анвар Либабов: - За почти тридцатилетнюю творческую биографию у меня накопилось великое множество фотографий, сделанных как известными мастерами, так и непрофессионалами. Для выставки составили выборку из пятидесяти изображений. Получился самоотчёт: разные периоды жизни, спектакли и образы, кадры из фильмов, выступления на улицах, бытовые съёмки… Смотрю на них и понимаю, что самое счастливое время - это детство, студенчество и студийность в театре «Лицедеи».
Название для выставки дал роман Бёлля «Глазами клоуна». Там я прочёл, что самое страшное для клоуна - когда он вызывает чувство жалости. Именно из-за страха оценки в школе я отчаянно веселил одноклассников. А меня дразнили, потому что был очкариком. О том, что у меня нелады со зрением, узнал
только в кабинете окулиста, когда поступал в первый класс. А до этого искренне считал, что мир такой и есть - размытый. Только надев очки, понял, что он другой, ярко-очерченный. Но когда стали дразнить и обзывать, очки спрятал.
Елена Петрова, «АиФ-Петербург»: - Совсем скоро - 2 мая - у вас день рождения. Приурочили выставку к нему?
- Тогда уж - к Первомаю. У меня с детства это был самый любимый праздник, и ещё - 7 ноября, потому что демонстрация похожа на карнавал: все весёлые, с флагами, транспарантами, шариками.
ВЕРТЕРинар
- Тянуло на карнавал, а стали ветеринаром?
Закончив институт, поработал на ферме «Лаврики», где дневал и ночевал. А все выходные - в театре. 1 апреля 1987 года принял окончательное решение стать клоуном, или, как мне больше нравится, лицедеем. А в совхозе меня до сих пор помнят, даже письма пишут. И я свою профессию не забыл, иногда в компании рассказываю, какие приключались истории. К примеру: ночь, деревня, вьюга, ферма - вдалеке в поле, только огоньки маячат. Входишь с мороза - пар клубами… И принимаешь роды у коровы. Есть одна история, когда телёнок родился в новогоднюю ночь, все пьяные, в том числе - корова, потому что иногда приходилось давать водку как обезболивающее. И - только что явившаяся на свет новая жизнь.
Приятели говорят: напиши книгу. Но спонтанный рассказ - это одно, а книга - другое. Хотя я уже и заголовок придумал: «Страдания молодого ВЕРТЕРинара».
- Знаю, что вы интересуетесь историей города, блокадой, и даже работаете над сценарием фильма. Как возникла эта тема?
- О блокаде выходит много материалов, но вот отметили 70-летний юбилей освобождения Ленинграда - и поостыли. А в Германии регулярно выходят программы о войне. Там я попал на передачу о блокаде, с кинохроникой, которую никогда не видел, видимо, немецкой. Так и зародилась идея фильма, ведь блокада уходит всё дальше, а рассказано о ней далеко не всё. В центре картины будет Институт растениеводства, работники которого, умирая от голода, сохранили коллекцию зерна и картофеля, защитили её от мороза, крыс, мародёров.
Мысленно переносясь в то время, осознаёшь, как мелки все наши сегодняшние неприятности. Переоцениваешь свои взгляды и понимаешь, что жизнь прекрасна!
Смотрите также:
- Сергей Барковский: "Неопределенный типаж - это не так плохо" →
- Послать демонов на "Три веселых буквы" →
- «Мечта»: Сны о чем-то большем →