«Гран Торино»: Ворошиловский стрелок Клинт Иствуд

   
   

Режиссер:  Клинт Иствуд

В ролях:  Клинт Иствуд, Джеральдин Хьюз, Эни Хи, Би Ванг

Наш рейтинг:

«Гран Торино» в какой-то степени напоминает их, американскую, версию нашего «Ворошиловского стрелка» с Михаилом Ульяновым.  Здесь тоже в центре внимания ветеран – корейской войны: в своем районе он сталкивается с местными хулиганами и предпочитает решать проблемы с помощью винтовки, которая всегда рядом. Но тут ситуация куда запущенней: Уолт Ковальски, герой Иствуда, человек жесткий, жестокий и нелюдимый. У него нет контакта с собственной семьей, он не лезет за словом в карман, не переносит «цветных» и за минуту разговора может раз 20 оскорбить человека расистскими высказываниями. И он очень одинок. Зверства, которые Ковальски творил на войне, одновременно мучают его и ожесточают против окружающих. Особенно если это поселившиеся по соседству выходцы из Вьетнама -  такие же азиаты, которых он убивал в 50-ые. Однако именно общение с ними в итоге меняет этого человека…

«Гран Торино» - фильм на самом деле очень простой. Он рассказывает простую понятную историю о том, как одичавший старик прошел курс перевоспитания общением с людьми, которые оказались не такими ужасными, как он себе это представлял. Как он преодолел себя, свои комплексы и как в итоге освободился от тяжелого камня на душе, искупив свои старые грехи крайне драматичным образом. Под стать этому и образ главного героя – очень простой и ясный.

Но именно в этой простоте и заключается эмоциональная сила картины, которая долгое время лидировала в американском прокате и завоевала кучу наград. Иствуд не играет со зрителем, не забрасывает его витиеватыми метафорами: он дает четкую прямолинейную формулу воскрешения и искупления, христианскую по своей сути. Благо что финал тут как раз иллюстрирует известный тезис о «непротивлении злу насилием». В какой-то степени это махровая достоевщина, если хотите.  Поданная при этом на примере очень жизненных вещей, которые понятны и близки каждому.

По режиссуре тоже все достаточно просто. Иствуд не мудрит с планами, ракурсами и витиеватым монтажом. Он предпочитает строить весь визуальный ряд и основной нерв картины на собственной харизме: отсюда крупные планы 78-летнего актера, демонстрирующие его фирменный оскал, жесткий взгляд и прочие приметы «Грязного Гарри». И Иствуду это не просто сходит с рук – это идет «на ура». Просто потому, что харизма его по-прежнему выжигает все живое. А когда такой вот классический Клинт Иствуд начинает общаться с вьетнамским подростком, устраивать его свидание с вьетнамской девушкой и есть рис в обществе маленьких вьетнамских женщин – сердце зрителя окончательно тает. Иными словами, фильм многогранен и провоцирует самые разные эмоции: тут есть место и для драмы, и для комедии, и для каких-то метких жизненных наблюдений, и для иронии.  Одним словом, он прост и в тоже время сложен, насыщен, как и вся наша жизнь.

Смотрите также: