Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Микки Рурк, Мариса Томей
Кому смотреть: Тем, кто понимает, что жизнь - не поле перейти!
Наш рейтинг: 9.5
Даррен Аронофски в начале 2000-ых прогремел на весь киномир двумя своими дебютными картинами – «Пи» и «Реквием по мечте». Это были фильмы, исследовавшие жизнь конкретных людей, в мельчайших деталях и бытовых подробностях. При этом режиссера в первую очередь волновали проявлений болезненной зависимости человека – от собственного нездорового разума или от наркотиков. Потом Даррен долго ничего не снимал, а в 2006 году вдруг выпустил мистическую фантасмагорию с библейскими мотивами «Фонтан». Фильм с треском провалился.
Новый успех пришел именно с «Рестлером» - фильм получил Золотого Льва на фестивале в Венеции, а исполнитель главной роли Микки Рурк собрал целую россыпь призов, в том числе «Золотой глобус», и был номинирован на «Оскар». Секрет успеха очевиден: Аранофски снова обратился к жизнеописанию конкретного человека, и снова в центре его внимания – болезненная зависимость, на сей раз – от собственного образа жизни, от собственных иллюзий и неумения жить по-другому.
Картина рассказывает о рестлере Рэнди по прозвищу «Молот». История его проста и печальна: некогда он был настоящей звездой и чемпионом, но спустя 20 лет профессиональной карьеры превратился в ходячее определение слова «бывший». Он еще выступает – просто потому что больше ничего не умеет делать, но выступает уже далеко не в высшей лиге, за маленькие гонорары, которых не хватает даже на то, чтобы оплачивать жилье. Когда-то Рэнди поставил все на рестлинг, а теперь, по сути, остался у разбитого корыта: он одинок, а все что у него есть вместо семьи – знакомая стриптизерша да дочь, которая давно с ним не живет и не хочет пускать отца даже на порог своего дома. Он живет прошлым: слушает старый хард-рок из 80-ых, по-прежнему тренируется и пичкает себя стероидами. Естественно, осознание того, что с этим нужно что-то делать, что-то менять постепенно приходит к Рэнди. И большую часть фильма мы наблюдаем за тем, как уставший измученный человек пытается привести в порядок свою жизнь, собрать по крупицам еще то, что можно собрать. Но в итоге понимает - чтобы изменить что-то, зачастую не достаточно одного желания. Это очень простая история, которая к тому же рассказывается нарочито простыми средствами. Тут можно без труда предугадать развитие многих событий и даже точно предсказать, каким будет следующий кадр или следующая фраза.
Режиссер действует на уровне простого житейского инстинкта, которым все мы руководствуемся в каких-то определяющих для себя ситуациях. Но от этого эффект получается еще сильнее – мы наглядно видим, как трудно порой добиться такого элементарного, казалось бы, человеческого счастья. Вот оно вроде бы совсем рядом - протяни руку, возьми. Но что-то мешает. Иногда - просто недосказанность и невысказанность, иногда – собственные принципы и собственный крест, заложником которого ты стал…
Эффект «Рестлера», конечно, был бы не таким сильным, если бы не Микки Рурк. Это редчайший пример, когда актер и его герой на экране не отделимы друг от друга. Микки Рурк практически повторил путь рестлера Рэнди «Молота». Когда-то у него было все - слава, женщины, большие гонорары и главные роли. Потом он, в силу бунтарского характера, отошел от Голливуда и снова вернулся к профессиональной карьере боксера, с которой Микки когда-то начинал. В итоге - многочисленные травмы, неудачные пластические операции, прогрессирующий алкоголизм и эпизодические роли каких-то спившихся монстров. «Рестлер» стал для него таким же шансом на возрождение, как собственная дочь или стриптизерша для Рэнди. Зная все это, происходящее на экране воспринимаешь как невыдуманную историю реального человека, как препарацию конкретной человеческой жизни, которую режиссер проводит на наших глазах. Зрелище, конечно, одновременно сильное и печальное, но печаль эта удивительно светлая – несмотря на все вышесказанное, Рэнди все-таки сохранил присутствие духа и остался тем самым стариком из 80-ых, которые никогда не сдаются.