Страшно и смешно
- Идея выпустить такую книгу пришла в голову моему давнему другу и переводчику из Таллина Прийту Аймла, - рассказывает Семён Теодорович. - Меня несложно переводить, поскольку это общечеловеческие юмористические зарисовки. Был давний прецедент, когда Аркадий Райкин с моим спектаклем «Мир дому твоему» гастролировал в Венгрии. На приёме для венгров в нашем посольстве Аркадий Исаакович сказал: «Почитай, у них хороший переводчик». И я впервые имел двойной успех: прочту фразу - смеются наши, после слов переводчика - венгры.
Эстонцы говорили, что на их языке - тоже смешно, проблем с переводом не было. Разве что с фразой: «Алкоголь помогает скоротать жизнь». Нет у них синонима такого российского времяпрепровождения «скоротать».
Несмотря на границы, обычаи, языки, люди во всём мире плачут и смеются над одним и тем же.
- "АиФ-Петербург": Из старой гвардии советских юмористов остались только вы, Жванецкий да Задорнов. Почему?
- Сегодня юмор - это серьёзный бизнес. Работают холдинги. Шутя, зарабатывают нешуточные деньги. Писателям-одиночкам конкурировать трудно. Но мы отдушина для тех, кому нужен осмысленный юмор. В своё время вся страна говорила фразами из Жванецкого. Да и меня нередко цитируют.
Недавно во дворе мужик пил из бутылки пиво, увидев меня, пробормотал: «Кормишь тебя, кормишь, а ты всё ешь и ешь». Так что мы ещё кому-то нужны. Хотя юмор меняется...
- "АиФ-Петербург": В какую сторону? И нет ли избытка юмористических передач на ТВ?
- Криминал и юмор - то, что всегда хорошо смотрится. И того, и другого стало в избытке, поэтому людям одновременно и страшно, и смешно. Или страшно смешно…
Я сам смотрю некоторые передачи, там очень весело. Но юмор огибает мозг, в памяти ничего не остаётся. Производители такую задачу и не ставят. Вы хотите отдыхать? Отдыхайте. Голова сегодня вам не понадобится.
Молодые шутят гуще и чаще, чем мы, - в упор автоматной очередью. Может быть, пройдут годы, и им тоже захочется что-то сказать.
К тому же у нас был демократичный юмор, а сейчас - упитанный, сытый. Возникает ощущение, что и на сцене, и в зале - одна команда. Одинаково возбуждённые: и шутящие, и «шутимые».
- "АиФ-Петербург": Кстати, о зале. Часто на сцене - совсем не смешно, а покажут публику - покатывается от хохота. Наивные телезрители удивляются, что за парадокс?
- Расскажу такую историю. Раньше я часто ездил в Москву на запись ТВ-передач. Как-то попросилась на запись администратор гостиницы, в которой я жил. Симпатичная женщина с чудной улыбкой, её показали по телевизору, она была счастлива. Через полгода в ужасе рассказывает: «Прихожу с работы, муж спрашивает: где ты была? Я говорю - на работе. Оказывается, показывали какой-то концерт, и я - в зале!» Всё просто. Это монтаж: делается выборка симпатичных смеющихся лиц, а потом их вставляют туда, куда надо.
Я знал человека, который давно умер, а по ТВ хохочет до сих пор.
Доверчивый человек
- "АиФ-Петербург": И всё-таки, как юмор помогает жить?
- Нельзя хохотать и в это же время думать о том, что ждёт тебя завтра. Хотя бы на некоторое время человек обо всём забывает.
- "АиФ-Петербург": Не так уж давно на ТВ шутили совсем ниже пояса, сейчас приподнялись?
- Скорее, мы сами «приспустили штаны». То, что раньше шокировало, сегодня стало нормальным. Хотя русский язык позволяет сказать обо всём, не прибегая к помощи крепких выражений. Но некоторые предпочитают идти кратчайшим путём. Жаль, что при таком богатстве языка обходятся минимумом.
- "АиФ-Петербург": Как вы умудряетесь черпать сюжеты для юмористических рассказов из нашей не такой уж весёлой жизни?
- Это профессия! Хотя, глядя на моё лицо, трудно представить, что перед вами юморист. Но я часто вдруг улыбаюсь: люди не могут понять почему, а я вижу смешные мелочи. Недавно сижу в метро…
- "АиФ-Петербург": Вы ездите в метро?
- Да, когда тороплюсь, поскольку машина у меня без мигалки. Кстати, не исключено, скоро появятся в метро вагоны с мигалкой для крупных чиновников. Так вот: я сижу, а какая-то девушка, наклонившись, моё лицо начинает разглядывать. Думаю: либо она не может поверить, что это Альтов ездит в подземке, либо в ужасе - неужели он так постарел?
А потом оказалось, что за моей головой была схема метро.
- "АиФ-Петербург": На своём сайте вы придумываете новые праздники. Но, наверное, 1 апреля вам не до шуток: мучают просьбами рассказать смешную историю?
- Ну, да, спрашивают об одном и том же: «А как вас обманывали?» Я доверчивый человек, грех не обмануть. После того как я рассказал об этом по телевизору на улице подошёл человек: «Это правда, что вы верите людям?» - «Да». - «Дайте 50 рублей». Дал. Прошло месяцев восемь, останавливает около дома мужчина: «Помните, вы дали мне 50 рублей. Спасибо. Возьмите сорок. Больше нету». Давно, когда строили дачу, а этим занималась жена, я запомнил такое слово «керамзит». Что это такое - понятия не имел. И до сих пор не имею. Вдруг звонок в дверь: «Керамзит нужен?». У меня в голове цепь замкнуло: «Нужен». Отдаю деньги. Прошло 20 лет: ни керамзита, ни денег. Но я жду!
- "АиФ-Петербург": Как сегодня живётся лично вам, писателю-юмористу?
- Давайте определимся с вопросом. Если вас интересует, живу я хорошо или интересно, отвечу: живу интересно, но, конечно, не так хорошо, как в молодости. Где-то у меня было сказано: «В старости с утра до вечера болит практически всё. И желание только одно. Чтобы так продолжалось как можно дольше». Ко мне лично это пока не относится. Тьфу-тьфу-тьфу… Чего и желаю читателям!
Смотрите также:
- Отпечаток личности автора. Маринина о популярности и работе в удовольствие →
- Семен Альтов: для счастья нужна малость. Капуста и мидии →
- Семен Альтов, эгоист с сексуальным голосом →