- Александра Анатольевна, только что закончился учебный год. Вы тоже, как сами признались, решили перечитать книги из школьной программы. Почему именно сейчас?
- Потому что созрела до понимания, что пора другими глазами посмотреть на русскую классику, которую проходили в школе. Я училась с 1964-го по 1974-й, и от преподавания литературы в ту пору лично у меня осталось ужасное послевкусие. Кроме недоумения эти уроки ничего не вызывали. Это естественно: ведь как в 15-16 лет можно понять философию «Войны и мира», иронию «Господ Головлёвых»? Нам говорили, что через историю семьи здесь показаны проблемы разложения российского общества в XIX веке. Но разве это может заинтересовать подростка? Стиснув зубы, он осилит роман, напишет контрольную или сочинение и забудет, как страшный сон.
Я до 30 лет прожила с убеждением, что это очень скучные произведения. И только потом поняла: в школе их просто рано читать. А вот сейчас - пора. И последовательно пошла: Толстой, Достоевский, Чехов… Сейчас, когда могу оценить их не детским взглядом, мне видна и многогранность Толстого, и внутрисемейная драма персонажей Салтыкова-Щедрина, и нюансы отношений чеховских героев.
Без скуки и «преснятины»
- Вы написали свыше 50 детективов, причём идею одного из них подсказал читатель прямо во время встречи в Петербурге. Что это за история?
- Всё произошло в сентябре 2011-го. Во время автограф-сессии подошёл мужчина и спросил, почему я много пишу о раскрытии преступлений, но никогда - о судмедэкспертах, без которых такая работа невозможна. Я честно ответила, что ничего в специфике этой профессии не понимаю, брать фактуру и знания мне не у кого. Вообще-то я самоучка, дилетант, многое делаю интуитивно, но из головы такие вещи придумывать не рискую. Он оставил визитку. Оказалось, что мой новый знакомый руководит бюро судмедэкпертизы в Норильске и готов рассказать и показать всё, вплоть до вскрытия. Он дважды приезжал ко мне в Москву, надиктовывал, объяснял. Так благодаря случайной встрече появился роман «Оборванные нити», где главный герой - судмедэксперт.
Вообще-то я самоучка, дилетант, многое делаю интуитивно, но из головы такие вещи придумывать не рискую.
- Говорят, что каждая книга - отпечаток личности автора…
- Абсолютная правда. Знаете, есть человек, с которым интересно провести полчаса. Он искрится, сыплет анекдоты, у него яркий язык. Но он рассказал свой ударный набор историй, в следующий раз встречаешься - говорить не о чем. Как собеседник он для вас закончился. То же с книгой… Есть автор, который вам интересен постоянно. А есть - сверкнул один раз - больше сказать нечего. Без знания предмета просто натолкал фактов - получились скука и «преснятина». И дело не в моде: твоя личность, душа проглядывают в каждом слове. И если она у тебя кривая, или ты что-то делаешь по конъюнктурным соображениям, без болевой точки, читатель на первой же странице эту липу ущучит.
Душевно тупое поколение?
- Но многие люди сегодня очень мало читают, а 30% вообще не берут книгу в руки.
- Художественная литература - это механизм, при помощи которого каждый из нас осмысливает собственный опыт. Если мы не берём в руки книгу, не обдумываем чужие истории и не примериваем их к себе, мы проживаем свою жизнь с таким количеством ошибок, глупостей и идиотских поступков, что в конце нам становится обидно и непонятно, что мы такое с собой сделали. К сожалению, сегодня немало тех, для кого книга - только источник информации. Учебник, который нужно проштудировать для сдачи экзамена, или справочник, где требуется быстро найти нужную строчку. Больше для них никакой ценности она не представляет. Это душевно тупое поколение, которое в лучшем случае читает про «Бал вампиров». Не трогайте его, не пытайтесь переделать, толку всё равно не будет. Пусть они сами набьют шишки и очутятся у разбитого корыта. Те, кто идут следом, это увидят и поймут, что так поступать и жить нельзя.
Это душевно тупое поколение, которое в лучшем случае читает про «Бал вампиров». Не трогайте его, не пытайтесь переделать, толку всё равно не будет. Пусть они сами набьют шишки и очутятся у разбитого корыта.
- Ваши романы широко известны и по экранизациям. Только «Каменской» вышло 84 серии! Однако, говорят, вы часто недовольны работой киношников, спорите с ними.
- Споров не бывает, потому что меня никто не спрашивает. Покупают права на экранизацию, и дальше я вижу готовый продукт, который уже не изменить. Однажды прислали настолько неузнаваемый сценарий, что я подумала - ошиблись адресом. Когда пытаюсь возражать, мне заявляют: «Ничего не можем сделать, уже начались съёмки». А это значит, расписан график работы актёров, утверждены конкретные площадки и т. д. Так я внутренне протестовала против 6-го сезона «Каменской». Также трудно сказать, где Маринина, и в экранизированной трилогии «Взгляд из вечности». Вот к ленте по роману «Каждый за себя» вопросов нет, она близка к тому, что я написала. Иногда слышу, что кино прибавляет популярности. Но с годами я начала понимать: фильмы, которые искажают твою идею, - портят репутацию. Если человек не читал книгу, а только посмотрел картину и по ней будет судить о первоисточнике, он скажет: Маринина чёрт знает что пишет.
Фильмы, которые искажают твою идею, - портят репутацию.
- Вы - подполковник, больше 20 лет проработали в органах МВД. Были одной из первых, кто предложил перестроить работу правоохранительной системы, а милицию переименовать в полицию. Прошло уже 6 лет. Что-то изменилось за это время кроме названия?
- Когда я посмела опубликовать в журнале «Милиция» статью, что надо менять название, меня чуть не уволили с работы. Был жуткий скандал, именно тогда я и стала писать под псевдонимом. В 2011-м полиция у нас появилась, но это было уже бессмысленно. Потому что пришло новое поколение сотрудников, часто лишённых принципов, идеалов и желающих только зарабатывать. Уровень профессионализма тоже снижается, по сравнению с современными стражами, мои коллеги 70-80-х были просто гениями. Охрана и защита граждан у них тоже явно не на первом месте. Да и в целом у меня такое чувство, что те, кто пишут законы, абсолютно не заинтересованы, чтобы граждане с их помощью могли себя защищать. Ведь от понимания, что наша жизнь - ценность, один шаг до гражданской позиции. А чиновникам свободные люди, похоже, не нужны.
Уровень профессионализма тоже снижается, по сравнению с современными стражами, мои коллеги 70-80-х были просто гениями.
Делай то, что хочется
- Но есть и положительные примеры. Муж Каменской, который о ней очень заботится и помогает раскрывать преступления, списан с вашего супруга, работавшего в полиции. Кстати, он действительно такой внимательный?
- Муж такой же. Опять же не надо путать киношного Чистякова, который напивается, по-дурацки себя ведёт, с прописанным у меня. Как Чистяков в книге принимает Настю полностью такой, какая есть, так и мой муж сумел принять меня со всеми дефектами, без попыток что-то исправить. Всё, что он может сделать вместо меня, - делает. Я, например, сижу с компьютером на коленях - за столом из-за больной спины работать не могу - он выходит и спрашивает: «Тебе бутерброд принести?». «Да я сама схожу, если надо». «А я на что? - искренне удивляется он». И на кухне он в своей стихии. Я умею готовить всё, но не люблю. Поэтому когда в нашей семье появился мужчина, который с этим справляется очень хорошо, быстро, с желанием, я эти обязанности ему с удовольствием передала.
- Вы не скрываете, что и в целом делаете только то, что интересно. Как этого добиться?
- Что бы я ни делала, всегда задаю себе вопрос: «Зачем?». Зачем тратить уйму времени и участвовать в тусовках, юбилеях и банкетах? Совсем не нужно, и я туда не хожу. Мне нравится быть дома, с мужем и двумя собаками, что и делаю. Не хочу писать о подковёрных интригах и чьих-то амбициях - не пишу. Несколько раз политики предлагали мне поддержать ту или иную партию, но получили резкий отказ. Я им так и сказала: у меня производство безотходное, но не плановое (улыбается).
Ничего случайного, хаотичного в нашей жизни нет.
Ну а если серьёзно, ничего случайного, хаотичного в нашей жизни нет. Другое дело, видим ли мы эту логику, ведь действительность и законы жанра - разные вещи. Поэтому никого не собираюсь учить. Но мне хочется, чтобы из моего творчества делали выводы. Раз мой персонаж решил проблему так, возможно, есть смыл подумать, как её решите вы. И если хотя бы одному человеку, который прочитал мои книги, стало лучше и легче, значит, я свою задачу выполнила.