«Мой идол князь Потёмкин». Единственный фаворит на памятнике императрицы

24 сентября исполняется 275 лет со дня рождения светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина. В Петербурге о нём напоминает многое: Таврический дворец с одноимённым садом, Потёмкинская и Таврическая улицы. А на памятнике Екатерине в сквере у Александринского театра - скульптурное изображение самого героя. 

   
   

Подарок императрицы

Таврический дворец поначалу назывался Конногвардейским домом, поскольку строился в районе казарм Конного полка. Именно в этом полку Григорий Александрович начинал службу капралом. Ко времени закладки дворца в 1783 году Потёмкин был уже генерал-фельдмаршалом, князем, вскоре стал носить почётное звание «Таврического» за участие в присоединении к России Тавриды - так тогда называли Крым. 
Дворец стал подарком императрицы своему фавориту. По некоторым сведениям, 46-летняя Екатерина и 36-летний Григорий ещё в 1775 году вступили в тайный брак, и Потёмкин стал самым влиятельным лицом в империи. В письмах императрица обращалась к князю: «Муж любезный, дорогой, бесценный…» Красивого офицера она заметила ещё в 1762 году - он был участником дворцового переворота, благодаря которому Екатерина вступила на престол.

Таврический дворец - один из крупнейших в Европе - строил архитектор Старов, с которым Потёмкин был лично знаком. Хозяин в общей сложности не прожил здесь и года. Он воевал, управлял южными губерниями, закладывал города, в том числе - Херсон, Николаев, строил черноморский флот, разводил виноградники, учреждал фабрики, типографии…

Таврический дворец - один из крупнейших в Европе - строил архитектор Старов, с которым Потёмкин был лично знаком. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

В 1787 году было предпринято путешествие императрицы в Крым, которое обратилось в торжество Потёмкина. Вид Севастопольского рейда с эскадрой из 15 больших и 20 мелких судов стал кульминацией августейшей поездки. При прощании с императрицей в Херсоне Потёмкин и удостоился прозвания Таврического. 

Кстати, именно тогда появилось и другое выражение - «потёмкинские деревни». Однако известный ленин-
градский учёный, академик Александр Панченко, доказал, что это - миф. Правда - особого рода. В те времена было принято пышно декорировать все придворные мероприятия. Но украшения Потёмкина были настолько роскошными, что и породили сомнения в реальности существующего.

В 1787 году было предпринято путешествие императрицы в Крым, которое обратилось в торжество Потёмкина.  Фото: Фотофакт «АиФ»

Умереть на поле!

Во время последнего приезда в Петербург весной 1791 года светлейший князь устроил во дворце «волшебный бал» в честь императрицы, надеясь отвоевать её сердце у молодого фаворита Платона Зубова. Были приглашены три тысячи придворных, покои сияли от ста тысяч свечей, играл оркестр из трёхсот музыкантов… За ужином Потёмкин лично прислуживал императрице. Когда вечером Екатерина покидала бал, Потёмкин «пал перед нею на колена, схватил её руку, оросил оную слезами, несколько минут держал с особенным душевным умилением». Однако все старания оказались напрасными. На другой день «Екатерина показала вид, будто приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер».

Вскоре по желанию императрицы Потёмкин уехал из столицы, где за четыре месяца пребывания истратил на пиршества 850 тысяч рублей, выплаченных потом из императорского кабинета.

   
   
Памятник "1000-летие России". Фото: Фотофакт «АиФ»

В октябре этого же 1791 года Потёмкин скончался от лихорадки неподалёку от молдавского села Рэдений Веки. «Вот и всё, - сказал он спутникам, - некуда ехать, я умираю. Выньте меня из коляски: я хочу умереть на поле!» Григорию Александровичу было 52 года.

Получив известие о его смерти, Екатерина лишилась чувств. Императрица писала: «Кем заменить такого человека? Мой ученик, мой друг, можно сказать идол, князь Потёмкин Таврический, скончался… Он страстно, ревностно был предан мне… Потёмкин был великий человек».

Фаворит и императрица соединились в одном памятнике. Автор монумента Екатерине Второй в Александровском саду художник Микешин поместил Потёмкина среди выдающихся деятелей эпохи. А скульптор Опекушин изобразил «великого человека» с большим портретным сходством. Памятник открыли в 1873 году.

Смотрите также: