С царским размахом
В 1719 году на месте нынешнего Михайловского дворца по приказу Петра I появляется большой фруктовый сад «Третий Летний», который протягивается от Фонтанки до реки Кривуши (сейчас — Канал Грибоедова).
Когда в 1798 году у Павла I рождается сын Михаил, император велит ежегодно откладывать для своего сына по несколько сотен тысяч рублей на постройку роскошного дворца. В марте 1801 года в результате совершённого дворцового переворота, Павла убивают в Михайловском замке, а на трон всходит его старший сын Александр I, который выполняет волю умершего отца, и в год, когда Михаилу Павловичу исполняется 21 год, принимает решение о строительстве резиденции. К тому времени на нужды дворца уже было накоплено 9 000 000 рублей.
Главным архитектором нового проекта назначили Карла Росси, который приступает к чертежам в 1817 году и за два года успевает создать полноценный проект дворца.
Изначально строить здание собирались на месте Воронцовского дворца, стоящего напротив Гостиного двора, затем решили использовать участок, где находился дом русского генерал-фельдмаршала графа Чернышёва (впоследствии здесь построили здание Мариинского театра). Однако Александру I не понравилась идея перестройки зданий — он нашёл такое решение финансово затратным и не имеющим царского размаха, и, вспомнив о пустыре, на котором находился «Третий летний сад», предложил Росси застроить именно этот участок. Так гениальный архитектор получает все карты в руки: он имеет в своём распоряжение большое пространство, где возводит архитектурный ансамбль, в который входит грандиозной красоты дворец, два боковых флигеля, площадь перед дворцом, и две новые улицы — Инженерная и Михайловская. Со стороны Марсова поля обустраивается усадебный Михайловский сад.
Строительство дворца
Торжественная закладка здания состоялась 14 июля 1819 года в присутствии Александра I. Для надёжности и прочности все строительные работы решили вести только в тёплое время года, а зимний период отвести для проектирования и закупки строительных материалов.
Когда приступили к финальной части строительства — отделке интерьеров, управляющий Кабинетом граф Гурьев потребовал от Росси, чтобы он оформил интерьеры Михайловского дворца скромнее, чем в Аничковом. К тому времени приближённые императора начали догадываться, что Александр I готовит себе в преемники великого князя Николая Павловича, который на тот момент жил в Аничковом дворце, и, по мнению двора, было странно, что убранство жилища для великого князя Михаила будет богаче дворца будущего Николая I. Архитектор Росси выслушал Гурьева, кивнул головой и ответил отказом. Правда была на его стороне: Александр I самолично утверждал эскизы интерьеров.
Таким образом, залы внутри дворца расположили анфиладой, а комнаты стали отдельным произведением искусства, в которых была продумана каждая мелочь: лепные украшения стен и потолков, гирлянды из цветов, живописные плафоны, золотистые и малиновые штофы, устилавшие стены комнат, лиловые атласные подушки со шнурами и кистями, обои с серебристыми и золотыми цветами, резная мебель, узорчатые паркеты... Вся отделка дворца была продумана самим Росси и каждый её компонент находился в гармоничном соотношении друг с другом, начиная от дверных ручек и заканчивая изящными люстрами, сквозь хрусталь которых красиво преломлялся дневной свет. Паркет изготовили из драгоценных пород дерева: красного, чефразового, сахарданового, фиолетового, чёрного и пальмового, а широкую гранитную лестницу у входа в здание украсили двумя статуями львов.
Когда в 1825 году отделка интерьеров Михайловского дворца была завершена, Карлу Росси пожаловали орден Святого Владимира 3-й степени и подарили участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.
Михайловский дворец обошёлся казне в 7 600 000 рублей. Из них три миллиона были потрачены на строительство, а четыре — на украшение. Для сравнения скажем, что возведение Михайловского (Инженерного) замка, строившегося в 1797—1801 годы, обошлось в 17 000 000 рублей. Однако рост цен на товары и продукты делает эти две суммы равнозначными друг другу.
Эпоха светских раутов и пышных празднеств
Торжественное освящение Михайловского дворца состоялось 30 августа 1825 года. В этот день император устроил праздничный обед, а сразу же после него великий князь Михаил Павлович с супругой переехали сюда из Зимнего дворца.
При Михаиле I во дворце устраивали великосветские приёмы и балы, а сам хозяин дворца ежедневно принимал здесь военных и гражданских лиц. Когда в 1849 году Михаил умирает, по наследству дворец переходит к его вдове — великой княгине Елене Павловне, которая продолжает поддерживать традиции шумных сборищ и приёмов. В её салон были вхожи Пушкин, Тютчев, Жуковский. Княгиня оказывала поддержку художникам Иванову, Брюллову, Айвазовскому. Именно при ней Антон Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, а после — первую в России Консерваторию.
Как дворец чуть не стал собственностью германского государства
После Елены Павловны дворец унаследовала её третья дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого, а после её смерти дворец отошёл к детям. В тот период истории дворца парадные залы стали сдавать в наём для проведения международных конгрессов и для устройства кружков и курсов. Чтобы окупить содержание дворца в западном флигеле организовали канцелярию Дворцового ведомства.
После кончины Екатерины Михайловны император Александр III из уважения к ней, не глядя, подписал её завещание. По брачному контракту княгиня и её дети становились подданными Мекленбург-Стрелицкого герцогства, но по закону Михайловский дворец должен был принадлежать Романовым.
Александр III счёл нужным выкупить Михайловский дворец за казённый счёт. В нём он предложил устроить Ксениинский институт благородных девиц, (по имени своей дочери) при условии, что никто из членов царской семьи не будет жить во дворце.
После смерти Александра III его сын Николай II поручил министру финансов Сергею Витте провести переговоры с принцем о выкупе Михайловского дворца. Сошлись на сумме в 4 000 000 рублей. Сделка была совершена 20 января 1895 года. Прежним владельцам разрешили забрать себе некоторые предметы убранства, связанные с историей семьи, и таким образом дворец был практически опустошён.
Когда дело с выкупом дворца было закончено, Витте напомнил о желании отца Николая устроить в здании институт, но к тому времени уже решили переделать под его нужды Николаевский дворец, и Витте предложил устроить здесь Русский музей имени императора Александра III. Николаю идея понравилась, так как к тому времени Эрмитаж был наполнен произведениями иностранных мастеров, а для отечественного искусства отводился только один зал.
Русский Музей
13 апреля 1895 года Николай II учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для него весь дворцовый комплекс. Здание Михайловского дворца было полностью перестроено по проекту Василия Свиньина, который изменил внутренне убранство дворца, оставив от интерьеров Карла Росси одну лишь Парадную лестницу и Белый зал, в котором из шести настенных росписей сохранились только четыре.
Открытие Русского музея в Михайловском дворце состоялось 7 марта 1898 года. На сегодняшний день в Русском музее находится богатейшая коллекция произведений отечественных живописцев, среди которых выставлены работы Андрея Рублёва, Федота Шубина, Карла Брюллова, Фёдора Бруни, Ореста Кипренского, Александра Иванова, Ильи Репина, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева, Казимира Малевича, Марка Шагала, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других.