«Автор никому ничего не должен». Елена Михалкова – о детективах и «Шерлоке»

pr-служба издательства "Эксмо"

Известная писательница Елена Михалкова в интервью корреспонденту SPB.AIF.RU рассказала о своей новой книге, отношении к сериалам и методах написания новых текстов.

   
   

«Я должна написать три книги в год»

Денис Приходько, SPB.AIF.RU: -Ваш новый детективный роман называется «Пари с морским дьяволом». Почему для нового текста была выбрана морская тематика?

Елена Михалкова: - Мне хотелось написать «герметичный детектив». Это означает, что нужно взять несколько человек и закрыть их в условной комнате, из которой они не могут выйти. Это может быть дом или замок, вокруг которого ров с водой. То есть не подмешивать к участникам новых персонажей. В идеале – пять людей, один из которых убийца. Читатель вместе с автором на протяжении всей книги пытается разгадать, кто преступник. Я очень люблю «герметичный детектив», и мне хочется его писать. Здесь очень важна психологическая прорисовка персонажей, просто картонных манекенов взять нельзя.

У меня не получалось ничего взять в плане правдоподобного места, где будет происходить действие новой книги. Всё изменилось, когда нас друзья в Москве пригласили покататься на яхте. На второй час прогулки я готова была убить всех: меня укачивало, было очень тяжело. Я подумала, что это идеальное место для «герметичного детектива». Вторым же толчком к написанию текста стала поездка в Грецию, где я своими глазами увидела корабль, выполненный в стиле бригантины. Белый парусник был очень красив, и я поняла, где будут действовать теперь мои персонажи. Я собрала восемь людей в своей книге и отправила путешествовать их по необитаемым островам.

- Какие «герметичные детективы» вы можете выделить у других авторов?

- У Бориса Акунина - «Левиафан». Люблю также Агату Кристи, но я ловлю себя на мысли, что когда начинаю их читать, неосознанно начинаю копировать то, что нравится, а у автора, конечно, должен быть свой голос.

- Сколько времени уходит у вас на написание книги? Подгоняют ли вас с выпуском текста?

   
   

- У меня, как и у большинства детективщиков есть контракт с издательством. Там оговорены сроки – я должна написать три книги в год, получается, что четыре месяца на текст. Это безжалостный срок. Поэтому в моих интересах организовать свой рабочий процесс и голову так, чтобы написать детектив, за который мне бы не было стыдно перед читателем.

- Александра Маринина, которую вы называли тем автором, который в России дал толчок женскому детективу, говорила, что не связывала себя жесткими контрактами с издательствами. Почему у вас возникла такая необходимость?

Мне необходим редактор, который будет подгонять. Я вхожу в такое злое настроение, в котором мне лучше пишется.

- У меня есть необходимость кнута. Если мне сказать, что я могу написать детектив в год, то я буду его готовить следующие четыре года. Мне необходим редактор, который будет подгонять. Я вхожу в такое злое настроение, в котором мне лучше пишется.

- В случае с первой книгой наверняка никто не стоял…

- С первым текстом меня очень подбадривало самолюбие. Мне тогда муж сказал, что я напишу, но он узнает, кто преступник. Он тогда читал детективы Марининой и с 20 страницы уже знал, кто убийца. Муж снисходительно сказал, что мы, женщины, не строим детективную линию. Это я уже сейчас понимаю, что он говорил это специально – провоцировал меня. В итоге мы поспорили на бутылку ликера и начали играть. Это тоже была злость, но другого рода. Супруг в итоге не угадал, кто преступник в моем первом детективе, и я почувствовала ощущение торжества. Подозреваю, что это тогда и дало мне заряд на следующие лет 10.

«В реальной жизни слишком много хаоса»

- Четыре месяца на книгу – катастрофически мало. Как вы организовываете эту работу?

- Я проделываю большую подготовку. 1,5 месяца у меня уходит на то, чтобы собрать персонажей. На стене у меня весит график, на который я записываю действия и историю каждого. Фактически, это дневник персонажей. Через какое-то время я чувствую, как они рассказывают истории о себе и сходятся в одной точке. Там и происходит конфликт. Как правило, это убийство. В этот момент я сажусь и начинаю писать. Обычно, я знаю последнюю фразу книги. К ней мне и надо всё привести. Работаю я по ночам. В 22.00 я закрываю дверь в свою комнату и в 05.00 выхожу. В это время меня никто не трогает, кроме котов. Это жесткий график, но мне удалось его организовать, а, главное, отладить и взаимодействие с семьей. Ночная тишина помогает, днем – слишком много шума.

- Почему сегодня детектив – популярнейший жанр во всем мире?

Детектив – жанр, который структурирует мир для читателя. В реальной жизни слишком много хаоса.

- Мне всегда казалось, что детектив – жанр, который структурирует мир для читателя. В реальной жизни слишком много хаоса. Большинству людей всё хочется упорядочить, пусть и неосознанно. В любом другом жанре так не соблюдаются закономерности. Если будет убийца – будут искать преступника. Для читателя эти закономерности делают мир яснее. Разумеется, что это иллюзия.

- Согласны с мнением, что сегодня книга стала «скоропортящимся продуктом»?

- Я помню, как книга Санаева «Похороните меня за плинтусом» на полках книжных магазинах появилась и лежит там до сих пор. Позитивный момент, что книги, изданные семь лет назад, переиздаются. Думаю, я еще лет 20 не смогу согласиться с этим мнением.

Новая книга Елены Михалковой. Фото: pr-служба издательства "Эксмо"

- Вы следите за отзывами о ваших книгах в социальных сетях?

- Ни в коем случае. Блокирую себя от этой информации – она бессмысленна для автора. Года четыре назад я наткнулась на форум, где обсуждалась моя книга. Там было всего три или четыре нелестных мнения, но меня они так задели. Для меня они воплотили всех читателей, которых я не видела. Я почему-то посчитала, что это их общий голос. Затем я подобные отзывы увидела о книге Акунина. И тут мне стало так смешно, поскольку его тексты были действительно профессионально сработаны. С тех пор ничего не читаю из отзывов.

- Наверняка вы видели такие популярные сериалы как «Шерлок» и «Реальный детектив»…

- «Шерлок» - сериал, который потряс меня в своё время. Я смотрела серию за серией и не понимала, как можно из Конан-Дойля сделать то, что они сделали, в хорошем смысле. Я видела даже, как на сериях меняют сценаристов. «Собака Баскервилей» сделана была другими людьми, и она мне не понравилась. Но, судят по лучшему. На мой взгляд – это шедевр. Но кому-то не нравится, и они не понимают, зачем делать что-то на эту тему после кинофильма с Ливановым.

- По образованию вы – юрист. Это помогает в написании детективов?

- В начале помогало. Я исчерпала все истории, образы. Образование мне помогло принципиально – структурировало всё в моей голове. Из своей же практики я не брала ничего – там было много «чернухи», не хочется к этому возвращаться. Там были бытовые убийства, наркомания и прочее.

«Книга способна изменить человека»

- Писатель должен открыто проявлять свою гражданскую позицию?

В обществе, которое настолько воспалено, не нужно подбрасывать в костер поленьев. Чуть больше тишины ни кому бы из нас не помешало.

- Автор вообще ничего и никому не должен. Моё мнение, что некоторым из них не помешало бы придержать сейчас при себе свою гражданскую позицию. В обществе, которое настолько воспалено, не нужно подбрасывать в костер поленьев. Чуть больше тишины ни кому бы из нас не помешало.

- Сейчас вашей дочери 12 лет. Скажите, а как дети сейчас реагируют на всю ту информацию, которая появлялась в многочисленных СМИ по поводу ситуации на Украине?

- У моего ребенка нет особых возможностей отреагировать на это. У нас никогда не работает дома телевизор. Так просто получилось. Я все новости смотрю в интернете. Вход в него у дочери ограничен детскими программами. Учителя предпочли не муссировать эту ситуацию среди детей. Моя дочь получает информацию по этому поводу от меня, дозировано, в виде сухих фактов. Всё, что она знает – такая ситуация есть и мама с папой этим очень обеспокоенны. Но у меня нет черного и белого в этом случае, и я не могу дать ей готовых ответов.

- Книга способна изменить мир?

Книга может изменить человека, а человек меняет мир.

- Книга способна изменить человека. Я в 16 лет прочитала «Пролетая над кукушкиным гнездом» и увидела других людей вокруг себя. Это был тот момент, когда книга упала на правильную почву. Второй такой раз был со Стругацкими – «Пикник на обочине». Да, она может изменить человека, а он меняет мир.

Смотрите также: