Композитор Настасья Хрущёва в свои 28 лет достигла европейской известности.
Её сочинения исполняются во многих странах. В Петербурге музыку Хрущёвой можно услышать 2, 4 и 6 сентября в спектакле «Кентерберийские рассказы» в «Максидоме» на улице Тельмана. 9 сентября Настасья даёт творческий вечер «Под сенью девушек в тлену» в Театральном музее.
Новый храм
- Настя, вы сочиняете много музыки для театра, она звучит в спекталях БДТ, Александринки, «Приюта комедианта», ТЮЗа. Гипермаркет даёт новый взгляд?
- В «Максидом» люди приходят на выходных, как раньше - в церковь. Это своеобразный новый храм современного человека. А наш спектакль - и констатация ситуации, и ирония над ней, и её воспевание. Мы даём свой рецепт успеха и размышляем над понятием идеального дома, идеальной музыки…
А моё сочинение «Медленно и неправильно» звучит в конце, как автономный объект.
- В последнее время вы часто поризносите слова «медленно и неправильно». Это ваш девиз?
- Мне кажется очень важной фраза Венечки Ерофеева: «Всё на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян». Это то, к чему я сама стремлюсь в жизни, и то, как вижу современную музыку: прошло время великих концепций, опусов, мыслительных подвигов. Вместо музыки о том, «какой я умный, как я много знаю, как я много умею», приходит музыка о том, «как я мало знаю, как я мало умею и понимаю, как я слаб». Этот посыл я закладываю во все свои последние сочинения.
- И называете их «Медленно и неправильно»?
- Именно так, и не собираюсь останавливаться. Ещё в 60-е годы прошлого века композитор Штокхаузен отмечал кризис самой идеи развития. Сегодня для того чтобы высказать хоть что-то, нужно это повторять столько, сколько потребуется для понимания. В соцсетях есть группы, которые выкладывают одно и то же, к примеру, группа «Камень в лесу» каждый день сообщает: «сегодня в лесу ничего не произошло», и - раз в год - «меня пнули ногой»… У подобных групп сотни тысяч подписчиков.
- Интернет - одно, а вот современную музыку публика не воспринимает.
- Когда музыка не воспринимается, это проблема самой музыки, которая не резонирует со временем. Это касается и классической музыки, и искусства вообще. Я сама не так давно стала это осознавать. Раньше мне казалось, что есть великая музыка, которая будет такой всегда. Но это не так. Как говорит музыковед Климовицкий, Пятая симфония Чайковского меняется каждый год: она не может восприниматься так, как это было в XIX веке. Если современный композитор пишет то, что резонирует со временем - это будет воздействовать на людей. Другое дело, что воздействие может быть скрытым или с трудом поддаваться осмыслению.
Меньше понимать!
- Как-то маэстро Темирканов заявил, что ничего не понимает в музыке. А вы?
- Присоединяюсь. Вообще нужно как можно меньше понимать - время рационализма отходит. Музыка должна давать переживание, которое мы не можем испытать в реальной жизни. И это возможно через создание ритуала.
- Многие считают ритуальным посещение филармонии…
- Это и есть ритуал: выход оркестра, появление дирижёра. Но для публики поход в филармонию, как - в ресторан: съел блюдо, да ещё знакомое. Мы потребляем искусство, как еду. А оно не должно вызывать ощущения благостности! Важна встреча с Красотой с большой буквы, а она уязвляет, не рождает восхищение и удовлетворённость, а выбивает почву из-под ног.
- Где же отыскать такую красоту?
- Когда ты с ней встречаешься, нет сомнений, что это - она. Встреча с красотой всегда травма, а её переживание - контузия.
- Ваш творческий вечер подарит такую возможность?
- Я буду воевать с понятием творческого вечера. Мне кажется, это невозможный сегодня жанр. Буду говорить о том, почему музыка должна быть одинаковой, призывать композиторов писать одно и то же, то же самое, такое же. По жанру это будет средним между эстетическим манифестом, актом самоуничтожения и ритуалом.
Смотрите также:
- Анна Нетребко будет петь в Америке с Хворостовским →
- Ольга Бородина заставляла плакать Пласидо Доминго →
- Василий Герелло: «Деньги ничего не решают» →