«Зеленый свет» против туберкулеза

   
   

Медики считают туберкулез «заразой» более опасной, чем, например, гепатит и даже СПИД. По статистике от палочки Коха умирает гораздо больше россиян. Передается она в том числе воздушным путем, хранится в закрытом пыльном помещении лет 100. То есть один больной человек в зале кинотеатра (библиотеки, магазина) может стать «крестным отцом» для сотен людей.

Еще несколько лет назад Псковская область входила в число регионов с самой большой заболеваемостью туберкулезом. Самым слабым звеном в цепочке излечения были обитатели и «выпускники» мест лишения свободы. В 2000 году на лечении находились около 400 человек. За несколько лет ситуация изменилась в корне. Подробности нам рассказал начальник медицинского отдела УФСИН России по Псковской области Сергей Богатин.

- Сергей Анатольевич, как удалось переломить печальную статистику?

- В 2000 году к нам обратились представители Международной федерации Красного Креста с предложением начать лечение туберкулеза по международным стандартам - одинаково и для гражданской, и для пенитенциарной системы. Сразу же нам начало поступать оборудование для баклаборатории по диагностике туберкулеза (раньше его не было, пробы мы возили в городской диспансер). Весь наш медперсонал прошел подготовку по международным стандартам. На базе областного тубдиспансера мы создали единую компьютерную базу данных больных - появилась возможность отслеживать их. Начали работать с людьми, которые освобождаются, чтобы продолжали курс лечения «на гражданке». Тех, кто становился на учет в диспансер в течение 3 дней, Красный Крест бесплатно обеспечивал пайками, юридической и психологической поддержкой. Эти меры помогли довести количество тех, кто продолжил лечение, с 15 до 88%. Сейчас каждый, кто поступает к нам, обследуется на все инфекции. И обычно за срок заключения успевает вылечиться.

- Но ведь тогда существовал закон о принудительном лечении….

- Закон есть и сейчас, но механизм его работы не отрегулирован. Даже если больного принудительно доставили в тубдиспансер, он может легко оттуда сбежать. Закрытых гражданских учреждений по лечению туберкулеза у нас в области нет.

- В декабре этого года в области стартовала международная программа «Зеленый свет». Расскажите о ней подробнее, пожалуйста.

- Нам предложили подать заявку на участие в этой программе в 2006 году. Она предусматривает поставки лекарств для лечения больных с устойчивой формой туберкулеза - то, чем мы раньше не пробовали заниматься ввиду высокой стоимости лечения: примерно миллион рублей на одного больного. Отбор регионов-участников был очень жестким. Основное условие - чтобы был задействован и тюремный сектор региона. Плюс в области должны быть уже достигнуты реальные результаты, свои наработки, планы - то есть там все очень серьезно. В 2007 году к нам с контрольным визитом приехал представитель комитета «Зеленого света». И наша заявка была удовлетворена.

- Каким образом она будет реализована?

- По области этот курс за 5 лет пройдут около 300 человек (из них 50 больных - из мест лишения свободы), для которых это будет последним шансом обрести здоровье. Курс лечения 2 года, ежедневно прием 6 - 7 препаратов под контролем врача. Прерывать лечение нельзя категорически: если перерыв составит больше 3 недель, у больного развивается лекарственная устойчивость к препаратам. И если он такими «устойчивыми» бактериями кого-то заразит, то вылечить заболевшего будет практически невозможно. Поэтому у нас был серьезный отбор участников, с каждым работал психолог, составлен договор. Мы будем отчитываться постоянно: за каждого человека, за каждую таблетку.

- Вы считаете, что туберкулез действительно можно искоренить?

- Да, только если начать решать вопрос на уровне государственном. Должен заработать закон о принудительном лечении. Я считаю, что туберкулез - болезнь, где термин «врачебная тайна» неуместен. О том, что человек болен, необходимо оповещать и его родственников, и соседей. Нужны закрытые учреждения для принудительного лечения и уголовная ответственность за уклонение от него (пока у нас таких прецедентов не было). На уровне области вопрос уже двигается: в ближайшее время мы примем четырехстороннее соглашение: УФСИН, УВД, Красный Крест и областной комитет по здравоохранению - о совместной работе в этом направлении.

Смотрите также: