Две почки вместо одной
В России - всего 7 человек, которым сделали операцию по одновременной пересадке двух почек. И именно в Петербурге. Причем совершенно бесплатно.
- В нашей стране немало пожилых людей, у которых отказали почки. Они вынуждены несколько раз в неделю проходить процедуру гемодиализа, иначе не выжить, - говорит директор Санкт-Петербургского НИИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, профессор Сергей Багненко. - Они ждут, когда появится донор, и им пересадят здоровую почку. Однако реципиентов много, а доноров крайне мало, и в первую очередь стараются помочь молодым людям. Получается, у старого человека нет шанса дождаться необходимого органа. С другой стороны, считается, что если самому донору свыше 60 лет, то его почки функционально неполноценны, и молодым их не пересадишь. Но петербургские врачи нашли решение проблемы. Мы трансплантируем пожилым людям сразу две почки от погибших доноров престарелого возраста. Вместе они с работой справляются.
А у человека появляется шанс полноценно прожить 10-15 лет. Кроме того, только в Северной столице врачи могут спасти почку через час после остановки сердца у донора. У нас есть технологии, которые позволяют реанимировать этот орган, тогда как во всех странах мира он считается уже погибшим! В скором будущем мы будем применять такие технологии для сохранения сердца и печени.
Кстати, четыре года назад на базе Городской многопрофильной больницы № 2 Санкт-Петербурга бригадой врачей во главе с Петром Яблонским была проведена первая в истории России успешная операция по пересадке обоих легких.
Новая кожа
Не зря самых тяжелых больных после пожара в ночном клубе «Хромая лошадь» отправили в Москву и Петербург. Врачам из Северной столицы уже удавалось спасать людей, площадь ожогов на теле которых составляла 90-98%. В то время как ожог свыше 30% уже считается очень тяжелым, а 50% - фактически несовместимым с жизнью. По уникальной технологии петербургские ученые Института цитологии РАН выращивают клетки и приготовляют с их участием клеточные продукты, которые восстанавливают кожный покров при обширных ожоговых поражениях. Именно это и спасло жизнь 16-летнему Джасуру Хамдамову, который из-за взрыва бойлера в сауне получил ожоги 98% тела. В Институте цитологии для мальчика вырастили 2 метра дермального эквивалента. Поэтапно удалось закрыть все раны. Клетки выращивали и для петербуржца, у которого в результате электротравмы поврежденным оказалось 90% кожи, и для пермяков. Увы, но все это держится фактически на энтузиазме врачей и ученых из Северной столицы.
- Сейчас мы выращиваем клетки в лаборатории по просьбе врачей, но ведь необходимо наладить биотехнологическое производство. Тогда можно будет спасти многих ожоговых больных, - говорит заслуженный деятель науки РФ, руководитель Отдела клеточных культур Института цитологии РАН, профессор Георгий Пинаев. - Мы уже обращались к чиновникам с просьбой выделить средства. Не так уж и много - 20 миллионов рублей. В итоге нам предложили участвовать в инновационном конкурсе проектов. Поучаствовали... Деньги были отданы разработчикам цифрового телевидения. Мне кажется, дело в том, что на выращивании дермального эквивалента денег не заработаешь. Здесь речь идет о жизни или смерти... А это, видимо, мало кого интересует.
Вернули лицо
В конце 2007 года студентка одного из петербургских вузов Светлана Васильева попала в страшное ДТП. Она получила сотрясение мозга, ожоги, но самое страшное - молодая девушка лишилась половины лица. Пять клиник отказались оперировать Свету, медики просто отворачивались. Но все же бригада хирургов Дорожной клинической больницы взялась помочь Свете. Операция длилась 13 часов. Из спины вырезали лоскут 18х12 см и наложили на лицо. Каждый мелкий сосуд и артерию сшивали, а глаз пришлось фактически формировать заново.
- На сегодняшний день это уникальная операция. Слишком большая рана на лице, - говорит хирург высшей категории Иван Крайник. - Самое обидное, что раньше в Северной столице выполняли подобные операции, но за время «лихих 90-х» навыки были утрачены. При этом сейчас пластические хирурги научились делать грудь, талию и зарабатывать на этом неплохие деньги. Зачем оперировать 13 часов фактически за бесплатно? На сегодняшний день Света Васильева перенесла около 4 операций. Форма лица практически полностью восстановлена. Удалось восстановить и брови, и виски.
Врач считает, что главное препятствие к тому, чтобы успешно делать такие операции в России, - отсутствие финансирования. Ведь тех же французов, которые прославились на весь мир первой операцией по пересадке лица, - поддержало государство.
Смотрите также:
- Лечиться - в России. Многие поликлиники Петербурга не уступают западным →
- Жизнь не сокращает, привыкания не вызывает. Развенчиваем мифы о наркозе →
- Эпидемия депрессии →