Благодаря системе профилактики в развитых странах фиксируют снижение ряда опасных заболеваний. Например, число заболевших раком шейки матки уже уменьшилось в разы. Сегодня многие городские больницы Санкт-Петербурга оснащены не хуже, чем западные госпитали. Однако следить за своим здоровьем наравне с европейцами петербуржцы не хотят.
О женском здоровье и российском здравоохранении накануне 8 Марта «АиФ-Петербург» рассказал Борис Цивьян - один из ведущих гинекологов города, заведующий отделением гинекологии СПб ГУЗ «Городская больница № 40».
Очереди есть во всём мире
АиФ-Петербург: - По данным ВОЗ, сегодня бесплодием страдают 50-80 млн женщин в мире. Медицина шагнула далеко вперёд, как она может им помочь?
- Если раньше в парах, которые не могут завести детей, мы чаще выявляли бесплодие у женщин, то сегодня у мужчин. И связано это с воспалительными заболеваниями половой системы, которые многие мужчины предпочитают не лечить и доводят до хронической стадии и губительных последствий. Если говорить о женском бесплодии, то оно также нередко связано с воспалительными процессами, вызванными инфекциями - чаще ИППП. Кроме того, препятствием к материнству могут стать гормональные нарушения, патологии, эндометриоз, на который приходится более 30% случаев бесплодия. Эндометриоз поражает именно молодых женщин в возрасте 25-30 лет. И за годы своей практики я отметил необычную тенденцию: как правило, это девушки красивые, статные, спортивные. Но объяснений этому пока не нашёл. Сегодня медицинские технологии действительно позволяют женщинам с диагнозом бесплодие стать мамами. Однако во многих случаях этого диагноза можно вообще избежать - достаточно проходить профилактические осмотры раз в полгода-год и лечить инфекции, если их выявили. В советские времена наша медицина была очень продвинутой, и одним из её самых действенных направлений была профилактика. Многие развитые страны у нас эту систему переняли. Например, в Японии, где профилактика поставлена под контроль государства, онкологическая заболеваемость одна из самых низких в мире. Запущенные больные там редкость. Недуг диагностируется на ранней стадии, и лечение назначается своевременно. Я считаю, что нам нужно вернуть советскую систему профилактики.
АиФ-Петербург: - То есть к врачам мы готовы идти или «из-под палки», или когда совсем «прижмёт»…
- Увы, есть у нас какое-то безалаберное отношение к своему здоровью. Например, в США практически каждая страховка даёт возможность в течение года обследоваться несколько раз, и 99,9% американцев этим пользуются. Потому что их жизнь построена на здоровье. Без него невозможно воспитывать детей, работать, выплачивать кредиты. Не может быть никакой счастливой жизни и гармоничного развития. Я как человек, побывавший в клиниках разных стран, могу сказать, что сегодня многие государственные больницы Санкт-Петербурга оснащены не хуже европейских. Например, у нас есть самое современное оборудование и технологии. Помощь доступна, подавляющее большинство исследований бесплатны. Конечно, если это не неотложная помощь, которую оказывают немедленно, придётся записаться на приём, подождать. И это стандартная ситуация во всём мире! На амбулаторную и плановую хирургическую медпомощь есть очереди в США, Италии, Франции, Испании, во всей Скандинавии. Например, в Швеции ожидание плановой операции может доходить до полугода. Возможности государственного финансирования не безграничны, это нужно понимать и использовать те возможности, что существуют.
АиФ-Петербург: - Говорят, что сейчас всё чаще стали выявлять рак шейки матки на поздних стадиях. И доля рака IV стадии составляет 37-47%...
- К сожалению, и за этим стоит наше безалаберное отношение к здоровью. Даже при появлении симптомов болезни пациентки откладывают визит к врачу. В последнее время в России это заболевание помолодело, всё чаще к нам стали приходить пациентки 20-30-летнего возраста с крайне запущенными формами болезни. В развитых странах, наоборот, заболеваемость раком шейки матки значительно снизилась и проблема близка к решению. Уже давно известно, что решающую роль в развитии этого вида рака играет вирус папилломы человека (ВПЧ), который передаётся половым путём (распространённость достигает 60%). Существуют его онкогенные штаммы, способные трансформироваться в злокачественные клетки. Выявить вирус просто - достаточно сделать цитологическое исследование, раз в год сдать анализы. Сегодня существует вакцина, которой прививают подростков в качестве профилактики. Делают это и в Санкт-Петербурге. Более того, в мире стали прививать и женщин до 45 лет, и уже инфицированных вирусом людей. Существуют схемы лечения, наблюдения таких пациентов. Многие этого не делают из-за плохой осведомлённости… К слову, проблема касается и мужчин - ВПЧ может также вызывать у них
онкологию.
Рожать - в любом возрасте
АиФ-Петербург: - Сегодня в Европе и США женщины предпочитают рожать после 35, а наши врачи рекомендуют «уложиться» до 30. Разница в менталитете или медицинских технологиях?
- Вопрос скорее социальный. Образование, построение карьеры за рубежом занимает больше времени, фактически материальной стабильности человек там достигает к 35 годам. А без материальной базы и уверенности в завтрашнем дне детей заводить не хотят. У нас другая ментальность: и женятся, и детей заводят раньше, несмотря на денежные трудности. Если говорить с медицинской точки зрения, то лучший возраст для вынашивания ребёнка 25-35 лет. Но у меня есть пациентки, которые благополучно стали мамами и в 45-46 лет. Тем более что современные методы ЭКО это позволяют сделать. Поэтому лично я за то, чтобы рожать в любом возрасте, если позволяет здоровье.
АиФ-Петербург: - Сейчас многие жалуются, что в отечественной медицине не хватает достойных специалистов, и те, у кого есть средства, предпочитают лечиться и рожать за границей.
- Квалифицированных кадров не хватает везде - это не только российская проблема. Не нужно думать, что за границей у всех врачей «золотые руки». Я бываю в операционных клиниках разных стран мира. Иногда смотришь за работой какого-то специалиста и думаешь: «Не дай бог к нему попасть». Медицина - это ремесло, которому невозможно научиться в одночасье. Оттачивать мастерство нужно десятилетиями. Но если пациент поставит перед собой задачу найти такого врача - он его найдёт.
В Санкт-Петербурге немало специалистов международного уровня. К слову, к нам приходят лечиться не только высокопоставленные чиновники, но и приезжают люди из-за рубежа. Недавно были пациентки из Италии, США, Финляндии.
Клан врачей
АиФ-Петербург: - Вы проходили стажировку в Англии, Израиле, США, наверняка у вас не раз была возможность остаться и работать за границей. Почему вы предпочли одну из городских госбольниц?
- Возможность сделать карьеру за границей у меня была не один раз, но наша семья приняла решение остаться и работать здесь. Время показало, что мы не ошиблись в выборе. И сейчас я могу назвать себя счастливым и профессионально состоявшимся человеком.
АиФ-Петербург: - Правда ли, что все в вашей семье - врачи и даже женятся на своих коллегах?
- Почти так, за исключением того, что моя жена - педагог. Мой дед был офтальмологом, отец - урологом, старший брат - тоже уролог, сейчас работает в Израиле и стал первым репатриантом, который возглавил урологическое отделение в этой стране. Его жена и дети - врачи. Мой старший сын - стоматолог-ортопед, а его жена ортодонт. Даже мой первый 4-летний внук уже «поговаривает» о медицине, буквально через месяц ждём второго внука - надеюсь, что он продолжит семейную традицию.