Лечить – не значит вылечить. Как работает система ОМС в Петербурге

В настоящее время оказывать услуги в рамках системы обязательного медицинского страхования может любая медицинская организация с лицензией. Для этого нужно лишь направить уведомление о включении в реестр организаций, которые осуществляют деятельность по ОМС. Согласно данным, предоставленным первым зампредом Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорем Каграманянном, в Петербурге услуги в рамках системы ОМС оказывают около 40% частных фирм. Правда, никаких изменений пациенты клиник не ощутили.

   
   

Без права выбора

Несмотря на то, что частные компании воспользовались правом осуществления деятельности по ОМС, получение медицинской помощи до сих пор является чересчур длительным процессом. Получить направление к нужному специалисту все так же непросто, прием у врачей расписан на недели и даже месяцы вперед, и пациенты все так же тратят целые часы в очередях. Единственная альтернатива – платная медицина, однако она доступна лишь ограниченному числу людей.

Хотя услуги по ОМС пользуются спросом, в городе наблюдается тенденция по сокращению медицинской помощи, которую готовы предложить участники этот системы.

По данным Фонтанки.Ру, ранее петербургский территориальный фонд ОМС под руководством Александра Кужеля в одностороннем порядке прикрепил жильцов дома №99 по проспекту Просвещения к одной из городских частных клиник, а также внес изменения в базы данных о зонах обслуживания. Таким образом, люди могли получать бесплатную медицинскую помощь только в одной этой фирме. В то же время статья 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» гласит, что каждый человек в течение года может самостоятельно выбрать организацию, в которой будет получать помощь.

Организация «Трансперенси Интернешнл» нашла несоответствия в предписаниях закона и действиях местной администрации и подала жалобу в ФАС. Однако антимонопольное ведомство установило, что никаких нарушений нет: соответствующая клиника была выбрана только потому, что находится в том же доме на проспекте Просвещения: специалисты обязаны бесплатно оказывать медицинскую помощь жильцам как на дому, так и амбулаторно. А платить за лечение будет территориальный фонд.

Территориальный фонд ОМС и лично его глава Александр Кужель нередко были на повестке дня в СМИ. Так, в 2014 году общественная организация «Росмедицина» провела расследование и выявила у Кужеля и членов его семьи имущество, стоимость которого в общей сложности оценили в миллионы долларов. Подробно о расследовании писал «Коммерсантъ». При этом «Росмедицина» напомнила о закупке 38 дорогостоящих рентгеновских комплексов на сумму 437 миллионов рублей: за два года с момента приобретения использовать их таки не начали. Общественная организация обратилась в прокуратуру. Представители ведомства провели проверку, но никаких нарушений в деятельности фонда и его руководителя не обнаружили.

Коммерции со страхованием не по пути

В 2015 году в антимонопольное ведомство обратилось другое частное медицинское предприятие, подавшее заявку на 200 операций аортокоронарного шунтирования. Госзаказ компания получила всего на 6 операций, сообщает Vademecum. Сотрудники ФАС провели расследование и пришли к выводу, что условия для «недискриминационного распределения объемов оказания ВМП среди медицинских организаций Санкт-Петербурга в рамках программы обязательного медицинского страхования» созданы не были. Это закономерно привело к ограничению конкуренции.

   
   

ФАС выдал предписание о разработке прозрачной процедуры распределения объемов оказания медицинской помощи. Правительство города обжаловало это решение, но суд остался на стороне  антимонопольщиков. 16 должностных лиц из Комиссии по разработке территориальной программы ОМС привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 240 тысяч рублей.

Юрий Комаров, основатель НИИ в системе Минздрава РФ по управленческим и экономическим проблемам, уверен: порядка 14% средств из бюджета ОМС не доходят до медицинских учреждений, и примерно 238 миллиардов рублей остается в фондах.

Выход из ситуации, по мнению эксперта один – перевести деятельность страховых медицинский организаций на некоммерческую основу. Эта практика существует во всем мире, за исключением только России и США.

«Мы государственные деньги государственным же учреждениям передаем через частных коммерческих посредников! — говорит Юрий Комаров. — У нас все участники процесса в ОМС заинтересованы в росте числа оказанных медицинских услуг, но не заинтересованы в их результатах. То есть, смысл деятельности в том, чтобы лечить, а не в том, чтобы вылечить: чем больше медицинских услуг будет оказано, тем больше денег они все получат. Система работает на самовоспроизводство. Она экономически заинтересована в росте числа больных людей, а особо — в увеличении доли тяжело больных, с длительно или хронически протекающими болезнями». 

И, пока, система ОМС будет базироваться на коммерции, ситуация не изменится.

Смотрите также: