В режиме 24/7. Главврач Мариинской больницы Петербурга о работе в пандемию

«Cегодня, чтобы перестроиться, нам нужны не сутки, а часы». © / Городская Мариинская больница

Сегодня медицина Петербурга испытывает усиленные нагрузки. Она находится на переднем крае борьбы с ковидом, при этом не снижая объемов плановой помощи. Как в столь непростых условиях строится работа многопрофильных стационаров? Как удается одновременно оказывать помощь многим людям? Об этом «АиФ-Петербург» рассказал главный врач Мариинской больницы, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Завражнов.    
   

Лучшие врачи и методики

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: Анатолий Анатольевич, ваша больница работает круглый год в режиме 24/7. Как это удается?

Анатолий Завражнов: Мы оказываем экстренную и плановую специализированную медицинскую помощь по всем направлениям, за исключением акушерства. На сегодняшний день Мариинская больница является основным многопрофильным лечебным учреждением для жителей Центрального и прилегающих районов Санкт-Петербурга. Прием больных ведется круглосуточно 365 дней в году. Исторически сложилось так, что за все периоды, связанные с судьбой города и страны, на протяжении 218 лет в здании на Литейном, 56, работа не прекращалась ни на один день. Успешно Мариинская больница работает и сейчас, оказывая ежегодно стационарную помощь более чем 80 тысячам пациентам.

– Изначально Мариинская строилась как больница для бедных. Однако уже с открытия в ее стенах применялись передовые на тот момент технологии, трудились лучшие врачи. Поддерживаются ли эти традиции?

– Стиль работы нашей больницы сформировала целая эпоха. Также надо учитывать территорию, где она находится. Это Центральный район – историческое место. С одной стороны – здесь живут в основном люди в возрасте, у которых на фоне хронических заболеваний часто развиваются состояния, угрожающие жизни. С другой – рядом расположены органы власти, офисы известных компаний. В шаговой доступности и Московский вокзал, куда ежедневно приезжают тысячи людей со всей России. И если случается неотложная ситуация, связанная со здоровьем, – всех везут к нам. Этим объясняется многопрофильность больницы, которая органично сочетается со специализированной первичной медико-санитарной помощью. В одном учреждении собраны более 40 клинических служб и вспомогательных подразделений.

– Как театр начинается с вешалки, так больница – с приемного покоя. В Мариинской принимают до 350 пациентов в сутки, однако очередей, многочасового ожидания, как в некоторых клиниках, нет. Как удалось этого добиться?

   
   

– Приемный покой – обывательское название. На самом деле это полноценное стационарное отделение скорой медицинской помощи. Задача врачей, которые там трудятся, – прежде всего спасти человека при состояниях, угрожающих жизни. В том числе путем выполнения экстренных операций. И далее, при необходимости, передать узким специалистам для продолжения лечения. Для этого в стационарном отделении скорой медицинской помощи имеется самое современное диагностическое оборудование. Если же госпитализация не требуется, отпускаем пациента домой, на амбулаторное лечение.

Светофор жизни

– Вы сказали, что всех поступающих, образно говоря, делят на три потока: «красный», «желтый», «зеленый». Как же работает этот светофор жизни?

– Первый поток – «красный», первоочередной. Таким больным помощь должна оказываться в течение нескольких минут. При необходимости, уже через 5-7 минут, хирурги могут начать выполнение неотложной операции. Иногда привозят пациентов в состоянии клинической смерти, и мы должны быстро понять причину остановки сердца, устранить ее и вернуть страждущего к жизни.

Второй – «желтый». В структуре поступающих он составляет 25-30 процентов. Это пациенты, общее состояние которых стабильно, но в силу разных причин самостоятельно передвигаться они не могут. Тогда наши врачи, медсестры сами идут к таким больным. У них берут анализы, проводят рентген, ультразвуковые исследования, эндоскопию и т. д. Все выполняется в условиях экстренного приемного отделения.

Третий поток – «зеленый». Это бóльшая часть больных. Им проводится диагностика, выясняется, почему ухудшилось самочувствие. Как правило, они направляются на плановое обследование и амбулаторное лечение. Логистика построена так, что потоки экстренных больных не смешиваются. Соответственно, нет скопления машин, переполненных помещений. Никто не мешает и плановым пациентам, где помощь часто требует размеренности и вдумчивой скрупулезности.

– В Мариинской выполняется немало уникальных операций. В большей степени они связаны с экстренной помощью или плановой хирургией?

– В основном речь идет о состоянии, угрожающем жизни. В нашей больнице уже год помогают пациентам с острым аортальным синдромом. До недавнего времени летальность в таких случаях без операции достигала 90%, а при хирургическом вмешательстве – 50%. Сейчас благодаря новым технологиям и знаниям большинство больных нам удается спасти. Также у нас есть гибридные операционные, где можно совместить различные методы оперативного лечения и не перекладывать больного с одного стола на другой, как происходило раньше. Выполняем и трансплантацию почек – очередная пройдет уже в ближайшее время. Мы делаем мини-инвазивные операции на головном мозге, позвоночнике, думаем о пересадке искусственного сердца. Более 300 операций в год выполняется с использованием робота Да Винчи. Все это позволяет пациентам достаточно быстро избавиться от недуга, боли и страданий и значительно улучшить качество жизни.

Ломать стереотипы, мыслить креативно

– Сегодня образование, медицина у нас переведены едва ли не в обслуживающие отрасли. В то же время объемы работы такие, что врачи нередко говорят о профессиональном выгорании, которое не компенсируют даже выросшие с последнее время зарплаты. Как, на ваш взгляд, можно решить проблему?

– Не считаю себя работником сферы услуг. Это, по сути, неправильно и обидно. Также неверно называть пациентов – клиентами. Другое дело, что «потогонная система», частые дежурства, требовательность со стороны больных и их родственников накладывают отпечаток. В итоге порой диалог бывает не совсем корректным. Мы постоянно работаем над этикой отношений. И здесь нам в помощь огромный потенциал, традиции и школа Мариинской больницы. Для этого созданы отдел контроля качества оказания медицинской помощи и аналитический отдел, который занимается анализом результатов лечения, выявлением слабых мест и обучением персонала.

– Кстати, о школе. Большинство ведущих специалистов больницы являются руководителями кафедр крупнейших медицинских вузов Петербурга. Что дает такое сотрудничество?

– У нас есть базы всех профильных университетов города, в том числе Военно-медицинской академии. При сотрудничестве с ведущими медицинскими кафедрами на базе больницы регулярно проводятся обучающие конференции и семинары, проходят мастер-классы. Столь тесная связь с научными учреждениями позволяет постоянно поддерживать высокий уровень знаний, следить за новшествами, внедрять эксклюзивные, новаторские технологии.

Однако медицина не стоит на месте, регулярно появляются новые методы и подходы в лечении. Надо, чтобы сотрудники о них знали, ориентировались и брали лучшее. Нужно уходить от прошлого века, а для этого необходимо поломать стереотипы, мыслить креативно, нестандартно. К сожалению, иногда нам не хватает скорости в освоении передовых решений. Медицинский мир шагнул вперед – мы догоняем.

– Анатолий Анатольевич, 16 ноября 2020-го вы возглавили Мариинскую больницу. У вас за плечами большой опыт военного врача. Что пригодилось из прошлой практики на новом месте, что из задуманного удалось сделать?

– Всеми своими навыками я обязан Военно-медицинской академии, где нас учили даже в условиях жестких ограничений обеспечить все виды необходимой медицинской помощи. В том числе и в период военного времени. Впоследствии эти знания очень пригодились. Очередной страницей стала работа в Краснодарском крае, строительство медучреждений к Олимпиаде в Сочи. Сегодня для меня честь возглавить Мариинскую больницу, где трудится команда профессионалов. Конечно, не все выдерживают заданный темп, но мы ни от кого не избавляемся. Всем предоставлено право выбора. Считаю, что коллектив очень сплачивают игровые виды спорта. Например, хоккей, где на площадке, как и в операционной, нужно принимать на высоких скоростях правильное решение. В Сочи я организовал хоккейную команду врачей и здесь вскоре надеюсь увлечь коллег. Также остаюсь практикующим хирургом и выполняю 5-8 операций в неделю.

– Город переживает четвертую волну коронавирусной инфекции. Ваша больница пока работает по своему графику, но ранее трижды принимала таких больных. А что сложнее – войти в ковид или выйти?

– Выйти намного труднее. И сейчас, если надо будет развернуть койки, сделаем это, не обсуждая. Мы готовы.

У нас есть запас необходимых препаратов, освоены методы и технологии лечения новой коронавирусной инфекции. Подготовлен персонал, а три предыдущих периода пандемии позволили выстроить четкую логистику. Поэтому сегодня, чтобы перестроиться, нам нужны не сутки, а считаные часы.