В Петербурге 100% поликлиник подключены к подсистеме «Телемедицина» и могут проводить врачебные консультации онлайн. В период пандемии эта возможность особенно важна, почему же больничный «дистант» не приживается в городе?
Тяжелый случай из Японии
В октябре стало известно об интересном случае, хорошо иллюстрирующем возможности телемедицины и петербургских врачей. Маленькая девочка из Японии, уроженка России, два года страдала от страшной крапивницы: ее тело покрывали огромные красные пятна. Все это время невыносимый зуд мучил ребенка, не давал нормально спать. Японские врачи неоднократно обследовали маленькую россиянку и меняли лечение, но все тщетно. Тогда мама страдалицы обратилась к русским медикам. Решение нашли специалисты Петербургского педиатрического университета: они подобрали правильную терапию, которую позже продолжили в Японии. Кожа девочки совершенно очистилась, теперь она может спокойно спать.
«Телемедицинские консультации «врач-врач» проводятся по сложным, тяжелым пациентам с непонятным диагнозом. Обычно они уже находятся на лечении в медицинских учреждениях, – поясняет проректор по национальным проектам и лечебной работе СПбГПМУ Юрий Петренко. По его словам, в текущем году институт уже провел по всей стране более 2300 удаленных консультаций. По пациентам Петербурга из них – всего 14. – Это количество от нас никак не зависит. Мяч всегда на стороне организации, которая запрашивает консультацию», – подчеркнул Юрий Петренко.
«Использование и внедрение телемедицины в Петербурге пока оставляет желать лучшего. Порядка 10% поликлиник хотя бы 1 раз в принципе использовали эту технологию. И лишь 5-8 поликлиник используют эту систему активно. В основном это детские больницы. Активно проводит удаленные консультации для взрослых только одна поликлиника», – рассказала завотделом телемедицины Центра Алмазова Наталья Авдонина.
В комздраве такое проседание дистанционной медицины в Петербурге объясняют высокой загруженностью врачей в связи с пандемией.
«Организация таких консультаций требует значительных первоначальных усилий. Работа в системе может показаться врачам слишком сложной», – признают в комздраве.
По словам директора по маркетингу одной из крупных фармацевтических компаний Любови Дупленко, для врачей любые информационные технологии, которые меняют привычный уклад, — это определенный стресс и вынужденная необходимость изменить порядок приема пациентов.
Вторая причина – серьезные правовые ограничения. Дистанционную консультацию врача можно получить только при повторном приеме, уже побывав на приеме очно. Закон запрещает удаленно ставить диагноз, назначать лечение. Также есть ограничение в работе с листами нетрудоспособности и назначением обследования. То есть записать на телемедицинскую консультацию врач может только того пациента, с течением болезни которого уже хорошо знаком.
Посчитали по душам
Тормозит доступность удаленной медицины в Петербурге и то, что для этих консультаций здесь не выделен отдельный тариф ОМС. Федерального тарифа на эти услуги нет в принципе, а регионы принимают решение самостоятельно.
«Телемедицинские тарифы не будут утверждаться, потому что они у нас включены в подушевой тариф (норматив финансирования на прикрепившихся лиц. – Прим. ред.). Это сделано специально, чтобы в поликлиниках не возникало ситуации: тариф есть – проводим консультацию, тарифа нет – не проводим», – пояснила «АиФ» начальник управления ТФОМС Петербурга Любовь Бутина.
В результате поликлиники не имеют стимула осваивать цифровую медицину. Медучреждения мог бы подстегнуть повышающий коэффициент на телемедицинские услуги: чем больше удаленных консультаций, тем выше оплата от фонда ОМС. Однако в Петербурге этот стимул также пока отсутствует.
В итоге вся суть удаленной медицины для большинства петербуржцев на деле сводится к тому, чтобы взять в интернете талон к врачу. И то чаще всего не без трудностей. Попроситься на телемедицинскую консультацию можно – при условии, что диагноз уже поставлен, а лечение назначено. В случае отказа можно попробовать обратиться в комздрав Петербурга с письменной жалобой. Однако в ведомстве говорят, что инициатива о продолжении лечения в дистанционном формате пока остается за медучреждением.