В Ленобласти гибнут элитные коровы, закупленные по госпрограмме.
Животные якобы погибли из-за халатности местного фермера - с такой шокирующей новостью в редакцию обратились жители посёлка Котельский в Кингисеппском районе.
Спастись от разорения
Чтобы не быть голословными, люди приложили ролик, где видно, как в куче мусора за фермой валяются туши телят.
На деле всё оказалось не так однозначно. Хозяйство действительно оставляет желать лучшего. Скотные дворы построены в 1956 году, стены в трещинах, в некоторых местах попросту рухнули. Вместо стёкол на окна натянут полиэтилен, территория не огорожена, повсюду грязь и строительный мусор. Элитные австралийские коровы породы «герефорд» стоят на улице в тесном и грязном загоне, молодые телята с удовольствием кувыркаются в грязи.
Хозяин фермы Владимир Михайлов встретил нас неприветливо. Сначала хотел выгнать со своей территории, но потом согласился рассказать о себе и о том, как «дошёл до такой жизни». Кстати, в своём кругу Михайлов - человек известный, его считают одним из лучших фермеров региона. Много лет он занимается растениеводством, выращивает семенной картофель. Как же получилось, что опытный овощевод вдруг переквалифицировался в животноводы, у которого массово гибнут коровы?
- Чтобы ферма развивалась, нужно заниматься обоими направлениями, - пояснил хозяин. - Картошка может не уродиться или, как в прошлом году, рынок завалят импортными овощами, а местная продукция станет никому не нужна. А так можно скормить её коровам и спастись от разорения. Кроме того, поля необходимо постоянно удобрять, со стороны навоза не напасёшься, должен быть свой.
Куда исчезли деньги?
История же стада элитных коров из Австралии берёт начало в 2010 году. Тогда богатые бизнесмены решили поднимать сельское хозяйство в Кингисеппском районе и с помощью государственной поддержки закупили несколько тысяч голов репродуктивного скота. Получили из бюджета порядка 700 миллионов рублей. Но бизнес не пошёл. Часть животных продали в другие регионы, а в 2014 году хозяйство и вовсе загнулось. Бизнесмены куда-то исчезли, а в Котельском осталось несколько сотен бесхозных рыжих красавиц. Местное и областное начальство задумалось, что делать, как спасать стадо? Предложили продать коров двум местным фермерам, одним из которых и оказался Михайлов.
- 30 лет я в сельском хозяйстве и всегда был лучшим, - сокрушается Владимир Викторович. - Ко мне приезжали высокие делегации, ставили моё крестьянское хозяйство в пример другим. И вдруг стал едва ли не преступником - экологи и надзорные органы обещают меня в тюрьму посадить!
Стадо в 200 голов фермер приобрёл осенью 2015-го. Под это дело правительство Ленобласти предоставило ему грант в 12 миллионов рублей. Часть ушла на покупку стада, остальное - на обустройство полуразрушенной фермы, которую выделило сельхозпредприятие ЗАО «Котельское». Денег хватило лишь на ремонт крыши. Несмотря на тяжёлые условия, в первую зиму стадо приросло почти 80 телятами.
- Сейчас у фермера полным ходом идёт ремонт, оборудуются помещения для скота, - рассказал директор ЗАО «Котельское» Александр Власов. - За лето Михайлов уберёт территорию, подновит дворы, и - вот увидите - его ферма станет лучшей! Мы всячески ему в этом поможем.
А как же мёртвые телята? Ведь не просто так местные забили тревогу?
- Да, был у меня небольшой падёж и мертворождённые телята, - признаётся Михайлов. - Я сделал ошибку, что сразу не вывез туши на скотомогильник и не сжёг их. Теперь расплачиваюсь. Благодаря бдительным людям теперь каждый день у меня разнообразные проверки и рейды экологов. Да и вы, журналисты, замучили. Вот я и неприветливый!
- Мы зафиксировали ряд нарушений ветеринарно-санитарных норм и правил содержания крупного рогатого скота, - рассказал Сергей Виноградов, председатель МОО «Зелёный фронт». - Будем добиваться, чтобы ферму привели в надлежащее состояние. Но гораздо важнее понять, как получилось, что огромное стадо из Австралии, которое должно было поднять животноводство в Ленобласти, распродано по частям, а крупные федеральные средства исчезли?
Мы всё чаще слышим призывы поднимать сельское хозяйство. Особенно сейчас, после принятия программы по импортозамещению.
На деле же исчезают последние совхозы и фермы. А те, что ещё остались, с трудом выживают. Удастся ли Владимиру Михайлову спасти и приумножить стадо или животные погибнут? Покажет только время.
Смотрите также:
- Петербургская порода. Фермер из Ленобласти вывел гладкошёрстных овец →
- «Скунс должен уйти!». В Гатчинском районе идет война людей и завода →
- Валерий Сердюков: "В каждом парке будут гулять фазаны" →